В Берлине закончилась одна из крупнейших выставок техники и электроники IFA 2009. Как обычно, на этом мероприятии не было представлено ничего революционного, но ряд устройств, которые рынок давно хотел увидеть, был анонсирован. Большинство из представленных товаров поступят в продажу уже в конце года. Самыми интересными на этот раз были смартфоны, ноутбуки и телевизоры.
Главный тренд на рынке мобильных устройств, о котором говорят уже давно, но о он всё никак не мог воплотиться в железе, пластмассе и товарных чеках, — всеобщая андроидизация производителей. Сегодня планов по выпуску собственного смартфона на базе операционной системы Google Android нет разве что у самого ленивого производителя. На IFA свой первый «гуглофон» представила LG. Модель под названием Etna имеет 3,2-дюймовый сенсорный дисплей, QWERTY-клавиатуру, превращающую устройство в боковой слайдер, 5-мегапикспельную камеру с автофокусом, а также GPS и все современные интерфейсы для связи с внешним миром. Неизвестно, правда, сколько это чудо будет стоить, однако, зная о ценовой политике LG, резонно предположить, что устройство будет дешёвым. И не одним в своём роде: до конца года южнокорейский производитель собирается выпустить ещё два «гуглофона».
Samsung порадовала посетителей выставки сразу двумя коммуникаторами с клавиатурами. У одного из них будет 2,6-дюймовый дисплей, у другого — небольшой горизонтально ориентированный экран. Первый будет рассчитан на бизнес-сегмент, второй — на молодёжную аудиторию. Один будет находиться в среднем ценовом сегменте, другой аппарат обещает быть дешёвым. И хотя официально Samsung не говорит, какая в устройствах будет использоваться ОС (компания заявляет только о фирменной интерфейсной оболочке TouchWiz), догадаться несложно: устройства на Windows Mobile дешёвыми не бывают.
К слову, всеобщая андроидизация, говорят эксперты, — процесс закономерный, ничуть не удивительный и эти тенденции продолжатся в будущем. Независимый эксперт рынка мобильных коммуникационных устройств Михаил Фадеев отмечает: «Платформа выглядит очень перспективно. Для многих производителей «умных» телефонов мобильная платформа Google — первая настоящая альтернатива Windows Mobile. Действительно, до появления Android выбор производителей был прост: или лицензировать Microsoft, или делать что-то своё. iPhone, BlackBerry, де-факто Symbian — платформы проприетарные, изначально разработанные под конкретное железо конкретной компании. Те, кто не хотел или не способен был заниматься разработками собственной платформы, выбора не имели — только Windows Mobile. Как следствие, монополизм Microsoft приводил к некоторым проблемам в отношениях с производителями. Да, какие-то альтернативы были, но либо у них не было актуальных конкурентных преимуществ (как последние версии Palm OS), либо их разработка не выходила за рамки экспериментальных проектов (разные компиляции мобильного Linux). Именно с приходом на рынок такого сильного игрока, как Google, производители увидели реальную конкуренцию платформе Microsoft».
Виктор Лопатин, вице-президент «Вобис Компьютер», вендора первого в России официально поставляемого «гуглофона» Highscreen PP5420, добавляет: «Тренд на рост числа устройств с Android продолжится. В условиях кризиса и растущей на рынке «умных» телефонов конкуренции все производители, естественно, ищут новые перспективные ниши, к которым приковано внимание рядовых потребителей. Android является одной из таких ниш — интерес к платформе достаточно большой».
Приход в сегмент «гуглофонов» южнокорейских производителей — добрый знак для потребителей. До сих пор коммуникаторы на Android были чрезвычайно дороги для рядового покупателя, однако скоро из-за массового выпуска смартфонов на этой платформе они стопроцентно перейдут в разряд ценового мейнстрима, и новинки IFA тому подтверждение.
Снижение цен настигло и ультратонкие ноутбуки. Сначала был лишь космически дорогой Apple MacBook Pro, затем конкурентов ему выпустили Dell (модель Adamo также дешёвой не назовёшь) и MSI (устройства получились дешёвыми, но не самыми качественными). На IFA аналогичные ноутбуки представила Samsung. Причём сразу три модели: Х120 (11,6-дюймовый дисплей, 1360 г), Х420 (14 дюймов, 1760 г) и Х520 (15,6 дюймов, 2000 г). Все они будут иметь память до 4 Гб, порты HDMI и VGA, жёсткие диски объёмом до 500 Гб. При этом их цена составит 680—960 долларов. Ещё одна фишка представленных устройств — возможность работать от одного заряда батареи до девяти часов. Довольно заманчиво, не правда ли?
На этом, однако, интересные новинки в области ноутбуков не заканчиваются. Fujitsu на IFA 2009 представила два уникальных ноутбука c поддержкой технологии multi-touch. Как следует из заявления производителя, модели T4410 и T4310 будут распознавать до 15 уровней силы нажатия на экран. В остальном характеристики устройств вполне тривиальны. Перспективы такого решения кажутся на первый взгляд неочевидными. Всё-таки ноутбук — это не смартфон, и сложно представить, что использовать сенсорный экран будет удобнее мыши. Фёдор Волков, директор по развитию RoverComputers, уверен, что некоторые перспективы у технологии есть: «Мультитач — очень интересная, перспективная технология, пришедшая к нам из смартфонов-коммуникаторов и начинающая проникать в портативные устройства с экранами большего размера — ноутбуки и нетбуки. Но ноутбук или интернет-планшет с экраном с поддержкой мультитач — это всё-таки нишевый продукт, вряд ли рассчитанный на массового потребителя. Подобный экран удачно применим именно на таких вот устройствах-трансформерах, какие представила Fujitsu, которые, складываясь, превращаются в интернет-планшет. Но, как уже неоднократно показывала практика российского рынка, интернет-планшеты не становятся товаром массового спроса. Они применимы на корпоративном рынке, их будут покупать одиночки-энтузиасты, для массового же потребителя это, с одной стороны, не очень необходимо, а с другой — достаточно дорого».
Ещё один тренд, заметный на выставке IFA, — изменение телевизоров. Уже скоро они будут совсем другими: трёхмерными и очень широкоформатными. Трёхмерным ТВ, похоже, интересуются все производители телевизоров, поскольку понимают: за ним будущее. Cвои модели трёхмерных телевизоров на выставке показали и другие вендоры — Philips, Sony, Panasonic, Samsung. Устройство последнего интересно тем, что для просмотра трёхмерной картинки не нужны специальные очки. С широкоформатным ТВ всё проще: телевизоры с экраном с соотношением сторон 21:9 появятся в продаже уже в текущем году.
На IFA были представлены, конечно, не только «гуглофоны», ноутбуки и телевизоры. Там показали и букридер от известного корейского производителя плееров iRiver, и экологичные мобильные телефоны, безрамочные телевизоры и ноутбуки с OLED-дисплеями. Кризис не погасил энтузиазм у производителей, и новинок, как всегда, много, причём самых разных. Кажется, кризис даже пошёл отрасли на пользу. Если раньше производители стремились показать то, что уже есть, но только больше, красивше и дешевле, то сейчас они задумались о настоящих новинках. Всем понятно: когда кризис закончится, лидерами могут стать совсем другие компании.
Валентин Мальцев, Частный корреспондент