G-news

Суббота, 19-е января 2019
06:32:26
СОГЛАСНО СТАТИСТИКЕ, У ПОДАВЛЯЮЩЕГО БОЛЬШИНСТВА ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ ЕСТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, НО В КРИЗИС ОН СТАЛ МЕНЕЕ ВОСТРЕБОВАН
Фото: АЛЕКСАНДР ТЕЧИНСКИЙ / Коммерсантъ

Для удержания существующих и привлечения новых абонентов сотовые операторы запускают новые выгодные для пользователей тарифы. Но при этом прирост выручки заметно отстает от увеличения среднего количества минут, выговариваемых абонентом. Участники рынка высказывают опасения, что финансовые итоги работы компаний во II полугодии могут оказаться неутешительными, если операторы и далее в кризисный период продолжат политику демпинга.

 

По данным Госкомстата, в апреле-июне доходы операторов от предоставления услуг мобильной связи составили около 7,2 млрд грн, тогда как в январе-марте – 6,3 млрд грн. То есть по отношению к I кварталу данный показатель вырос на 14,2%. Выручка крупнейшего оператора – "Киевстара" – во II квартале выросла на 1,4% (с 2,629 млрд грн до 2,666 млрд грн), показатель EBITDA оператора увеличился на 4,8%, до 1,65 млрд грн, а средний доход с одного абонента (ARPU) составил 40,25 грн, что на 9% больше результатов I квартала.

Доходы "МТС-Украина" во II квартале выросли на 5,6% по сравнению с январем-мартом и составили 1,976 млрд грн, OIBDA – на 11,8%, до 890 млн грн, ARPU – на 6,5%, до 35,82 грн. "Рост выручки обусловлен высоким уровнем потребления услуг абонентами. На результаты апреля-июня повлиял и фактор сезонности: традиционно во II квартале доходы операторов выше, чем в I, а в III – выше, чем во II",– отмечает директор по маркетингу "МТС-Украина" Василь Лацанич.

Третий по величине украинский сотовый оператор "Астелит" (ТМ life:)) в апреле-июне по сравнению с I кварталом нынешнего года увеличил доход на 8,6%, до 661,4 млн грн (в пересчете с долларовой отчетности по среднему официальному курсу НБУ). "Положительные результаты II квартала связаны в первую очередь с тарифными предложениями и маркетинговой активностью, стимулирующими абонентов тратить больше средств на мобильную связь",– говорит начальник отдела внешних связей "Астелита" Надежда Лубнина. Однако, несмотря на 8,7-процентный рост ARPU (до 19,25 грн), показатель EBITDA оператора упал на 36,1%, до 17,71 млн грн.

Операционный доход "Украинских радиосистем" (ТМ Beeline) составил 390 млн грн, что на 6,8% больше результатов I квартала. ARPU оператора вырос на 14,7% и составил 39,7 грн.

Обнадеживающие результаты II квартала во многом были достигнуты за счет скрытого удорожания услуг этой зимой – в среднем на 20-25% – из-за ужесточения условий тарификации, уменьшения количества бесплатных сообщений, минут разговора, интернет-трафика. Кроме того, все операторы увеличили стоимость роуминга, обосновывая это тем, что тарифы иностранных партнеров устанавливаются в валюте.

Впрочем, рост зафиксирован по отношению к показателям I квартала. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечается довольно значительное падение, так как частные пользователи сократили расходы на связь на 35%, а корпоративные – на 15-20%. В апреле-июне 2009-го в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на фоне роста выговариваемых абонентами минут выручка и средний доход с одного пользователя снизились. У "Киевстара" выручка упала на 15%, показатель EBITDA – на 13%, ARPU – на 7%. Доходы "МТС-Украина" за отчетный период уменьшились на 8,2%, OIBDA – на 11,4%, ARPU – на 1,92%, но количество выговариваемых минут при этом увеличилось практически вдвое. Выручка "Астелита" упала на 22%, EBITDA – на 36,1%, ARPU – на 34,2%.

Не в последнюю очередь падение квартальных показателей произошло вследствие демпинга со стороны операторов. По мнению менеджмента норвежской Telenor, мажоритарного акционера "Киевстара", причина снижения финансовых показателей является следствием вывода операторами на рынок нулевых внутрисетевых тарифов. По словам Надежды Лубниной, в нынешних условиях экономической нестабильности наиболее правильным решением со стороны операторов был бы поиск баланса между ожиданиями абонента и интересами бизнеса. Но при этом, добавляет она, "сейчас удачное время для того, чтобы предлагать абонентам простые и доступные тарифы".

По словам господина Лацанича, "МТС-Украина" во II квартале также разработала несколько антикризисных предложений для абонентов. "У нас существует линейка тарифов 'Супер', особенностью которой является возможность ежемесячно получать пакет минут для бесплатного общения внутри сети МТС или заказывать пакеты SMS со значительными скидками. Свое продолжение этот тариф нашел и в корпоративном сегменте",– говорит он.

"Астелит" также привлекал абонентов новыми предложениями, включающими бесплатную составляющую или денежные вознаграждения. "Мы направили свои усилия на то, чтобы повысить активность использования абонентами наших услуг, разработав взаимовыгодную стратегию: чем больше абонент расходует средств в нашей сети, тем больше получает бонусов и преимуществ. Например, по условиям популярной акции 'Звони вдвое дешевле' при пополнении счета на 35 или 50 грн одним платежом абонент получает бонусы в размере 35 или 50 грн соответственно для звонков на другие направления",– отметила Надежда Лубнина.

Финансовые результаты операторов в III и IV кварталах во многом зависят от общего состояния экономики и стабильности курса гривны. "При условии стабильного развития экономики можно предположить, что ситуация не ухудшится, а потребление услуг не уменьшится. Намечается тенденция роста рынка уже в посткризисных условиях",– говорит Василь Лацанич. В "Украинских радиосистемах" подтверждают, что итоги летнего и осеннего периодов, скорее всего, будут для операторов положительными главным образом за счет роста доходов от роуминга.

Однако результаты работы во II полугодии могут все же оказаться неутешительными, так как операторы пытаются во время кризиса нарастить абонентскую базу, демпингуя и переманивая пользователей выгодными, на первый взгляд, тарифами, что чревато ухудшением финансовых показателей. По прогнозам президента "Киевстара" Игоря Литовченко, по итогам нынешнего года доходы операторов мобильной связи упадут на 15-20%. Причем, по его мнению, в дальнейшем выручка от предоставления голосовых услуг уже не будет расти, в отличие от предоставления услуг мобильного интернета и передачи данных.


Динамика нарастающих доходов компаний от предоставления услуг сотовой связи в 2009 году

ПериодДоход (млрд грн)Снижение в сравнении с аналогичным
периодом 2008 г.(%)
Январь2,24-2,6
Январь-февраль4,15-6,9
Январь-март6,329-6,1
Январь-апрель8,9-3,6
Январь-май11,2-4
Январь-июнь13,57-2,8
Январь-июль16-4,5

Источник: Госкомстат

 

Виктор Иваненко, КоммерсантЪ

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Перекос интересов