G-news

Воскресенье, 24-е Марта 2019
23:55:37

На рынке электронных книг в США серьёзное оживление. Ещё недавно большую часть рынка контролировали местный Kindle от Amazon и японский Sony Reader со своим магазином электронных книг. Остальных можно было почти не принимать в расчёт. В октябре, однако, в США начнутся массовые продажи букридера iRex производства Philips. Букридер появится не в одиночку — у него за спиной оператор Verizon и главный конкурент Amazon — книготорговая сеть Barnes & Noble.

 

До последнего времени букридеры производства компании iRex Technologies, «дочки» Royal Philips Electronics, были довольно мало известны за пределами Европы. iRex Technologies появилась как подразделение Philips, которое разрабатывало технологию «электронных чернил», впервые использованную в массовом продукте фирмой Sony, производившей в первой половине десятилетия для японского рынка первый букридер Librie. В 2004 году появилась самостоятельная фирма, которая занялась производством букридеров для бизнесменов. Широкой популярности навороченные — с сенсорными панелями, распознаванием рукописного ввода, большими экранами, подпиской на тысячу периодических изданий — и дорогие (от 549 евро) устройства получить и не могли, поскольку их продажи ориентировались почти исключительно на бизнес-сообщество и состоятельных европейцев, не чуждых техническому прогрессу.

 

Ситуация, однако, меняется. Из товара экзотического, дорогого и нишевого букридеры постепенно превращаются в товар массового спроса, пока ещё дорогой, но в принципе доступный и довольно широкой публике. Ничего чудесного в этом нет: массовое производство дешевле мелкотиражного. Судя по тому, как именно iRex будет осваивать американский рынок, компания нацелилась именно на массовый рынок.

 

iRex готовит к продажам ранее не продававшуюся модель устройства — iRex DR800SG. Судя по его описанию, это вариант букридера iLiad Book Edition с 8-дюймовым экраном, который при заявленной цене 399 долларов способен дать фору и самой последней 10-дюймовой модели Kindle DX (489 долларов), и 7-дюймовой Sony Reader Daily Edition (399 долларов), которая ещё только планируется к продажам на Рождество. Немногим уступая по размеру экрана Kindle, по функциональности и цене машинка для чтения от iRex может оказаться более удачным приобретением.

 

Среди очевидных плюсов — прямая поддержка отображения PDF-файлов, благодаря лицензии от Adobe поддержка (в отличие от Kindle) открытого формата ePub, сенсорный ввод (по всей видимости, со стилусом и модулем от Wacom, как другие модели iRex). Кроме того, букридер будет снабжён 3G-чипом Gobi производства Qualcomm, который позволит читателю через беспроводную сеть загружать книги из онлайнового магазина. В отличие от Amazon Kindle, оператором для iRex стал крупный международный оператор мобильной связи Verizon: доступ к онлайновому магазину не будет ограничиваться территорией только США.

 

iRex позаботилась и о контенте. Первоначально производитель букридеров хотел поставлять в США устройства под торговой маркой Barnes & Noble. Переговоры в этом отношении успехом не увенчались, однако именно B&N, крупнейшая американская книготорговая сеть и второй (после Amazon) по величине онлайновый книжный магазин США, станет поставщиком книг для пользователей iRex. B&N оказался готов к такому альянсу — на его «полках» есть 750 тыс. электронных книг (в том числе книги, перешедшие в общественное достояние и оцифрованные в рамках программы Google Books),что вполне сравнимо с предложением Amazon. При этом книги, опять же в отличие от Amazon, доступны в формате ePub, который становится стандартным для всего электронного книгоиздания. Надо отметить, что iRex не единственный букридер, который подключится к B&N: книги из этой сети уже в ближайшее время можно будет покупать и пользователям букридера от другой европейской компании — Plastic Logic, — который появится на рынке в начале 2010 года.

 

Помимо книг, большой экран iRex уже вполне подходит и для чтения периодики. Партнёром iRex по цифровой подписке на периодические издания выступает канадская компания NewspaperDirect, распространяющая по всему миру 1140 наименований газет и журналов (это на порядок больше, чем предложение Amazon) на 87 языках. Примечательно, что в ассортименте NewspaperDirect есть и немалое количество российских изданий.

 

Распространением букридера в США займётся одна из крупнейших сетей бытовой электроники в США — Best Buy, располагающая 1048 магазинами в Северной Америке, Мексике и Китае. Сеть уже занялась подготовкой продавцов, которые будут объяснять покупателям, что это за устройство. Любопытно, что именно Best Buy является одним из главных дистрибьюторов Sony Reader в США.

 

С таким маркетинговым планом у iRex есть большие шансы занять достойное место на рынке букридеров в США. И не только в США: в первой половине 2010 года iRex планирует продажи нового букридера и в Европе.

 

Самое время — рынок растёт очень быстро. По данным исследовательской фирмы iSuppli, если в 2008 году в мире было продано около 1 млн букридеров, то в 2009 году продажи могут составить уже 5,2 млн (более половины из этого количества — в США). Что касается рынка самих электронных книг, то он удваивается ежегодно. Его рост, впрочем, только ускорился на фоне экономического кризиса: электронные книги просто дешевле обычных, бумажных. Если рост на этом рынке продолжится, то, как считают аналитики из Gartner, компании мобильной связи могут выразить желание более плотно заняться этим рынком, например, субсидируя покупку букридеров, что в свою очередь ещё больше подтолкнёт рынок, как это уже происходит с нетбуками. Тем более что существенное снижение цены букридеров — до психологически важной для покупателя планки в 100 долларов — может привести к взрывному росту рынка.

 

В России о подобных масштабных проектах пока не слышно. Букридеры, правда, постепенно становятся модным гаджетом. Их дистрибьюцией занялись даже сети по продаже мобильных телефонов (например, «Евросеть» и «Связной»). Однако массовому распространению этих устройств мешает не только пока ещё слишком высокая цена, но и отсутствие крупной структуры распространения контента, аналогичной книготорговым сетям Amazon и B&N или сервисным структурам типа Libre Digital или OverDrive. Самым крупным (потому что фактически единственным) кандидатом на такую роль можно считать магазин электронных книг «Литрес», однако его ассортимент, к сожалению, не превышает книжного магазина средних размеров. Так что если на продажу нетбуков некоторые российские операторы мобильной связи, рассчитывая заработать на трафике, уже решились (например, «Мегафон», который собирается продавать недорогие нетбуки от Lenovo), то, может быть, придёт черёд и беспроводным букридерам. Однако для этого операторам ещё придётся или договариваться с «Литрес», или ждать, когда появятся его конкуренты. Или создавать аналогичные структуры самостоятельно. Спрос явно есть.

 

Владимир Харитонов, Частный корреспондент

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ iRex будет третьим. На массовый рынок электронных книг в США выходит европейский игрок