В последнее время мобильную ОС от Microsoft не ругал только ленивый. Дескать, и без помощи стилуса с ней работать невозможно, и тормозит она ужасно, и слишком сложна для рядового потребителя, доселе со смартфонами не работающего. Кажется, даже Apple построила свою политику по продвижению iPhone именно на противопоставлении Windows Mobile: смарфтон от Apple красивее, быстрее, проще и управляется прикосновениями пальцев, а не палочки. Результат — грандиозный успех: iPhone пришёлся по душе и заядлым поклонникам Windows Mobile.
По подсчётам аналитической компании Gartner, доля Windows Mobile на мировом рынке смартфонов по итогам 2008 года составила 11,8% и продолжает неуклонно снижаться. Обогнала Microsoft даже ОС BlackBerry с 16,6% рынка. Apple занимала 10,7% рынка по итогам прошлого года и свыше 13% по состоянию на текущий момент. «Microsoft не удаётся оправдывать наши надежды. Особенно это касается корпоративного сектора: три-четыре года назад мы рассчитывали на совсем другие цифры», — комментирует действия партнёра Джефф Бредли, старший вице-президент крупнейшего мобильного оператора США AT&T. В общем, ситуации явно не позавидуешь.
В Microsoft учли болезненные уроки и представили Windows Mobile 6.5. Правда, название это скорее техническое: отныне мобильная «ось» от Microsoft будет называться Windows Phone. Первые устройства с новой операционной системой должны будут появиться 6 октября. Новые «окна» вряд ли можно назвать прорывом: серьёзных изменений в архитектуру ядра внесено не было. В то же время в Microsoft говорят, что серьёзно улучшили пользовательский интерфейс, сделали его «пальцеориентированным», обновили и улучшили веб-браузер, а в почтовую программу добавили организацию писем в цепочки (примерно так, как это делает почтовый сервис Google).
Не могла Microsoft обойти стороной и успех App Store. В новой ОС появится Windows Marketplace, сервис по покупке приложений в режиме онлайн. Кроме того, компания запустит сервис MyPhone, который станет аналогом сервисов MobileMe от Apple и Ovi от Nokia. С его помощью можно будет создавать резервные копии списка контактов, записей в календаре, текстовых сообщений, фотографий и т.д. Что интересно, будет в нём реализована функция поиска потерявшегося телефона Find My Phone, причём бесплатно (за использование аналогичной функции в iPhone приходится платить). В США и Канаде телефоны с Windows Mobile 6.5 будут продавать операторы AT&T, Bell, Sprint, Telus и Verizon. Среди производителей названы HP, LG, Samsung и Toshiba.
В общем, изменения для Microsoftr были крайне важны. Но получится ли вернуть утерянные позиции — ещё большой вопрос. И большинство экспертов, с которыми разговаривал «Частный корреспондент», сомневаются в этом.
Сергей Савин, директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств компании J’Son & Partners в интервью «Частному корреспонденту» так обрисовал ситуацию Microsoft: «На сегодняшний день положение Microsoft постепенно ухудшается. Это обусловлено ростом рынка смартфонов в целом, а также усилением позиций других производителей и разработчиков в сегменте телефонов с сенсорным управлением. В России ситуация похожая, но у нас пока не настолько развиты новички рынка — Apple и Google, то есть ключевым конкурентом остаётся Nokia с Symbian». По мнению эксперта, Windows Phone нельзя назвать новой ОС — просто был проделан «косметический ремонт» старой Windows Mobile: «Улучшен интерфейс, но сама ОС радикально не изменилась… Не думаю, что появление этой операционной системы способно существенно повлиять на рыночный расклад сил. Интерфейсные недостатки существующей мобильной ОС от Microsoft производители устройств в большинстве случаев устраняли за счёт самостоятельной разработки дополнительного программного обеспечения либо установкой сторонних приложений. Один из ключевых партнёров компании в сегменте мобильных устройств — компания HTC активно смотрит в сторону Google Android», — резюмирует Сергей Савин.
Виктор Лопатин, вице-президент «Вобис Компьютер», имеет по ряду вопросов схожие впечатления. «Доля Windows Mobile на рынке мобильных операционных систем сокращается. И этому есть несколько причин. Во-первых, общие макроэкономические кризисные тенденции, больно ударившие по многим игрокам рынка (можно вспомнить ту же Motorola). Сократилось количество вендоров, активно продвигающих свои продукты на Windows Mobile, некоторые вендоры вообще ушли с этого рынка. Умер рынок классических КПК, на котором Microsoft был практически монополистом в последние годы. Некоторые классические Windows Mobile — вендоры ушли в верхний ценовой сегмент, хотя спрос на телефоны и мобильные гаджеты, наоборот, сместился вниз. Особенно это заметно в России. Например, такая ситуация сейчас с HTC, у которой практически нет бюджетных продуктов, все модели имеют цену выше 20 тыс. рублей, в то время как порог «эмоциональной покупки» (то есть покупки, которую покупатель может сделать не раздумывая) сместился с уровня в 10 тыс. на уровень 3—4 тыс. рублей. Стоит упомянуть всевозрастающую конкуренцию Windows Mobile со стороны Apple iPhone, хотя в России она менее заметна, чем в мировом масштабе», — считает Лопатин.
По мнению Лопатина, «ещё один тренд, негативно влияющий на позиции мобильной платформы Microsoft, — появление на рынке большого числа featured phones (то есть телефонов без операционной системы или на собственной операционной системе), по функциональности столь же насыщенных, как и коммуникаторы. Ещё три-четыре года назад практически никто, кроме брендов, использующих ОС Windows Mobile, не предлагал на рынке устройств с сенсорным экраном. Сейчас такие устройства есть и на базе Symbian (хотя надо отметить, что Nokia пока не очень успешна в этом сегменте рынка), есть iPhone, возрастает число обычных телефонов без ОС или с собственной платформой, оборудованных сенсорными экранами (тот же LG Arena). Причём цена последних подчас весьма конкурентна по отношению к устройствам на Windows Mobile. У коммуникаторов с Windows Mobile пропала их основная изюминка — сенсорный экран, а у потребителей появился выбор среди разных мобильных платформ», — делится впечатлениями эксперт.
Что касается новой ОС от Microsoft, то, как считает Лопатин, «один из факторов, который в достаточно сильной мере тормозит Windows Mobile, — идеология операционной системы, пришедшая с настольных компьютеров. Если раньше унификация интерфейсов и функций играла на руку Microsoft, то сейчас это сходство всё более тормозит развитие платформы. С моей точки зрения, Windows Phone — это попытка набросить яркие, красивые одежды на дряхлеющее тело. Ядро 6.5 — то же ядро 6.1, сохранена практически 100-процентная совместимость со всем софтом, изменения коснулись в основном первого уровня визуализации».
Впрочем, нельзя говорить, что дни Microsoft Windows Mobile сочтены. «Рынок уже изменился. Прежнего монопольного положения у Windows Mobile больше не будет. Рынок насыщается новыми игроками, заходящими на него с разных сторон, — говорит Фадеев. — Мой прогноз — рынок будет поделён между тремя-четырьмя различными платформами, без превалирования одной из них над остальными, как это было ещё пару лет назад».
Лопатин добавляет: «Хоронить Windows Mobile было бы преждевременным. Мне кажется, что Microsoft ещё поборется за этот рынок. В Сети уже активно циркулируют слухи про седьмую версию Windows Mobile. Если компания перестанет смотреть назад и откажется от повальной совместимости новой платформы со старыми железками и старым софтом, если будет ориентироваться исключительно на новейшие тренды, смотреть в будущее, то у Microsoft Windows Phone вполне есть шансы остаться одной из лидирующих мобильных платформ».
Валентин Мальцев, Частный корреспондент