Секция с говорящим названием «Новый формат социальных сетей: продвижение в микроблогах. Twitter, Facebook, Friendfeed, Twihoo и др.», которая прошла в рамках ежегодной конференции Russian Internet Week — 2009, одного из главных событий для рунет-общественности, вызвала самые горячие споры участников. Поначалу докладчики честно стремились к поставленной цели — рассказать, какие успешные бизнес-кейсы есть в русскоязычном твиттере, и дать практические советы по работе с микроблогами. Но чем дальше в лес, тем больше выступавшие загорались идеологическим огнём (каждый, разумеется, своим) и пускались в споры. К концу секции дискуссия превратилась в балаган.
И не только потому, что участники, как оказалось, проводят в социальных сетях львиную долю своего рабочего и нерабочего времени и счастливы это обсудить. Просто никто до сих пор точно не знает, честно ли Twitter и Facebook заслужили свою славу и это действительно гениальный инструмент для маркетолога, или социальные сети ― ещё одна модная интерактивная игрушка, а мы в неё не наигрались.
Сегодня во всём мире 50 млн человек пишут в твиттер, в Рунете таких всего 70 тысяч. В мире ежедневно создаётся по 4 млн твитов, в Рунете — 50 тысяч. За пределами России 14% «твиттерян» пишут в микроблоги каждый день, в Рунете — 33,5%. И там, и здесь у 90% пользователей ресурса меньше 100 читателей (или фолловеров, от англ. follower — «последователь»).
Facebook — самая популярная соцсеть в мире — насчитывает 300 млн пользователей, но в Рунете по-прежнему не слишком популярна. «Там собрались те, кто ушёл из ЖЖ, имеет друзей за рубежом и знает что-то за пределами Рунета: это понтовая аудитория», — провозгласил Антон Меркуров, агитировавший на конференции за коммерческие страницы на Facebook.
Особенности Twitter и Facebook подсказывают и специфику их маркетингового использования: Twitter нужен для раздачи анонсов и тизеров, в Facebook удобно создавать сообщества фанатов. Все большие события сегодня обсуждаются в Twitter, но Facebook очень хочет занять его место.
По данным Антона Волнухина, менеджера поиска по блогам в «Яндексе», в русскоязычном Twitter собралась очень специальная аудитория, состоящая из гиков, то есть специалистов и фанатов информационных технологий. Пиариться в Twitter имеет смысл только тем брендам, которым нужна именно эта аудитория. Например, тот же «Яндекс» пишет в своём блоге на Twitter о новых технологиях, не ориентируясь на массовую аудиторию.
Руководитель направления интернет-маркетинга компании Panasonic Николай Белоусов привёл конкретные данные по компаниям, ведущим микроблоги в русском Twitter. Данные были получены в результате микроопроса, так что они не могут рассматриваться как абсолютно достоверные — скорее, это информация к размышлению.
Всего в Рунете 500 корпоративных блогов, из них 100 в Twitter. Самый популярный корпоративный микроблог — у уже упоминавшегося «Яндекса» с более чем 2600 последователей. У российского представительства Google больше 2 тысяч, у «Бегуна» 1500, у «Диснея» больше 1100. 67% блогов ведутся по личной инициативе сотрудников, и только 33% — по заданию руководства компаний.
При этом компании не очень хорошо осознают, зачем им микроблог: большинство хочет просто присутствовать в соцсетях и увеличить свою цитируемость. Около 20% вообще не имеют чётких целей. Эффективность блогинга определяется по примитивному числу читателей, по переходам по ссылкам и упоминаниям бренда в Сети. Чем компаниям так нравится Twitter? А тем, что на ведение микроблога не нужно много времени, аудитория набирается быстро по сравнению с ЖЖ (сервис новый, аудитория ещё не устоялась), и это так же модно, как носить Dolce & Gabbana.
И Twitter, и Facebook оказывают положительное влияние на имидж и PR компаний и брендов, но переоценивать их влияние пока не стоит: русскоязычная аудитория ресурсов пока не может влиять на лидеров мнений.
Анастасия Алексеева, Частный корреспондент