G-news

Вторник, 23-е Июля 2019
01:53:03
Фото: Коммерсантъ

В этом году поставщики сетевого оборудования для связистов остались практически без заказов. В этих условиях едва ли не основным источником доходов поставщиков стало обслуживание операторских сетей, а немногие контракты, заключаемые сейчас на рынке, все чаще достаются китайским производителям, устанавливающим демпинговые цены и предлагающим открытые кредитные линии банков на поставку своего оборудования. Но участники рынка отмечают, что при строительстве UMTS-сетей украинские операторы могут отдать предпочтение проверенным партнерам, строившим для них сети второго поколения.

Роман Судольский

Украинские операторы связи в этом году инвестировали в развитие своей инфраструктуры значительно меньше средств в сравнении с докризисным периодом. Причем сам кризис стал лишь одной из причин снижения капитальных затрат. Строительство сетей второго поколения национальные мобильные операторы завершили еще в 2007-2008 годах, а сети третьего поколения они не могут начать развертывать из-за отсутствия лицензий на UMTS. Директор по корпоративному управлению и контролю "МТС-Украина" Олег Проживальский отмечает, что объемы инвестиций в отрасль связи стали падать еще в 2008 году – тогда они составили около 11 млрд грн, что на 13% меньше показателя 2007 года. "В начале 2008 года национальные мобильные операторы фактически завершили строительство своих GSM-сетей, а именно на эти компании приходится значительная часть инвестиций,– говорит господин Проживальский.– В 2008 году наибольший объем инвестиций осуществили МТС – 3,56 млрд грн, 'Киевстар' инвестировал 2,35 млрд грн, Beeline – 0,68 млрд грн, другие операторы – 2,47 млрд грн". Но 2009 год для "МТС-Украина" станет наименее затратным с 2004 года, когда годовой CAPEX (вложения в основные средства и нематериальные активы) компании составил $282 млн. По прогнозам гендиректора "МТС-Украина" Андрея Дубовскова, объем капитальных затрат в этом году составит $320 млн. И если в 2004-2007 годах основная часть инвестиций приходилась на развитие сети радиодоступа (базовые станции), то в последующие годы вектор сместился в сторону IT-систем для развития новых сервисов и подготовки к внедрению 3G.

Как утверждает начальник департамента технических закупок "Астелита" Алексей Попок, на данный момент активное строительство сети продолжает лишь его компания. "У нас объем CAPEX практически не изменился – если в прошлом году мы инвестировали $185 млн, то по состоянию на октябрь 2009 года – $115 млн,– говорит господин Попок.– Учитывая, что последние месяцы года традиционно являются наиболее затратными, в итоге мы получим схожую с прошлогодней сумму". Алексей Попок также отмечает, что большая часть инвестиций в этом году направляется не на расширение географического покрытия, а на повышение емкости сети: "Наше руководство считает, что сейчас хороший момент для того, чтобы наверстать гандикап в качестве покрытия, который был достигнут двумя ведущими операторами за счет более раннего выхода на рынок".

Для вендоров резкая смена приоритетов операторов стала неприятным сюрпризом. "С начала этого года все мы вынуждены были учиться жить немного по-другому",– признается гендиректор "Нокиа Сименс Нетворкс Украина" Айгарс Бендерс. "Мы стали свидетелями того, что на некоторых рынках, где местная валюта значительно обесценилась, операторы откладывают инвестиции",– добавляют в украинском офисе Ericsson. Девальвация гривны ударила по амбициям мобильных операторов, которые получают свои доходы в национальной валюте, а покупать оборудование вынуждены за доллары и евро.

Уход от железа

По словам Айгарса Бендерса, в 1990-х и начале 2000-х годов наибольшая часть ноу-хау была сконцентрирована в области hardware. "Сейчас же клиентам не нужно оборудование в чистом виде – его можно купить у любого, все стандартизировано, и на уровне технологий у всех вендоров практически одно и то же,– говорит он.– Теперь операторы смотрят в основном на софтверную часть сетевой инфраструктуры и решение в целом – именно там теперь сосредоточены основные ноу-хау вендоров". Такие решения позволяют при схожем или одинаковом оборудовании добиться увеличения емкости или расширить диапазон покрытия. Решения поставляются под ключ и включают сеть доступа (базовые станции), транспортную, коммутационную и пакетную сети, биллинг, систему бизнес-поддержки и в некоторых случаях управление самой сетью. По словам Алексея Попка, в структуре операторских капитальных затрат большая часть приходится на базовые станции с инсталляционными материалами – 45-50%. Еще по 15-20% приходится на транспортную и коммутационную сети, оставшиеся 10-15% – на service network (пакетную сеть).

В условиях, когда новые сети практически не строятся, структура доходов производителей сетевой инфраструктуры существенно изменилась. Если еще несколько лет назад доля доходов от сервисов (обслуживание сетей) не превышала 10-15%, то сейчас этот сегмент стал для вендоров едва ли не основным источником. По словам Айгерса Бендерса, в "Нокиа Сименс Нетворкс Украина" она доходит уже до 50%. В Ericsson сообщили, что сейчас на долю сетевого инфраструктурного оборудования приходится более 60% доходов компании в Украине, на долю профессиональных услуг (обслуживание сетей) – 30%. Причем доля профуслуг, по данным Ericsson, продолжает расти – сегодня эта сфера деятельности составляет около 40% всех продаж компании в мире.

Кто с кем

В Украине представлены все крупнейшие производители телекоммуникационного оборудования: Ericsson, Nokia Siemens Networks, Huawei, Alcatel-Lucent, ZTE и Motorola. Причем китайские компании – Huawei и ZTE вышли на украинский рынок в период, когда его объемы начали уменьшаться. По словам Алексея Попка, общепризнанным локомотивом отрасли является Ericsson. На базе оборудования этой шведской компании построены сети "Киевстара" и "Украинских радиосистем" (УРС; TM Beeline), а также значительная часть сети "Астелита". Nokia Siemens Networks участвовала в строительстве сетей "МТС-Украина", "Астелита" и UMTS-сети "Укртелекома" (TM Utel). Huawei также имеет крупный контракт с "Астелитом", кроме того, вендор строил сеть для "Телесистем Украины" (TM PEOPLEnet). Наконец, Alcatel-Lucent строил часть сети "МТС-Украина". Впрочем, Alcatel-Lucent, как и Motorola, пророчат судьбу недавно обанкротившегося Nortel.

Айгерс Бендерс отмечает, что бизнес вендоров строится вокруг крупных клиентов – на глобальном уровне NSN сотрудничает с группой МТС и Turkcell, и опыт сотрудничества переносится на большинство дочерних компаний. Подобная практика выгодна и для операторов. Президент "Киевстара" Игорь Литовченко ранее называл одним из основных преимуществ слияния "Киевстара" с "Вымпелкомом" возможность осуществлять централизованные закупки оборудования по более выгодным ценам.

Украинские мобильные операторы придерживаются разных стратегий работы с вендорами. Так, "Киевстар" и УРС предпочитают сотрудничают лишь с одним, а "МТС-Украина" и "Астелит" – с несколькими поставщиками. "Нам, как заказчику, выгодно работать одновременно с несколькими поставщиками,– говорит технический директор 'МТС-Украина' Джефф Хаули.– Это гарантия того, что в дальнейшей работе поставщик будет вести себя цивилизованно в условиях здоровой конкуренции, кроме того, нивелируется фактор зависимости от одного поставщика". По словам Алексея Попка, работа с одним поставщиком также несет в себе определенные выгоды – в частности, не возникает проблем с технической совместимостью оборудования. Как правило, при выборе нескольких поставщиков оператор делит сферы их ответственности по региональному принципу. "Мы подписали контракты с Ericsson и Nokia Siemens Networks еще в 2004 году, при этом за Центральный регион отвечала шведская компания, а за Восток и Запад – Nokia Networks,– вспоминает Алексей Попок.– В ряде регионов мы были недовольны работой NSN и в 2008 году провели дополнительный тендер на поставку 3 тыс. базовых станций, в котором победила Huawei". Господин Попок добавляет, что теперь китайская компания обеспечивает покрытие в западном регионе Украины и в Крыму, а NSN – на юго-востоке страны. Он также отмечает, что Huawei практически "вытеснила" NSN из "Укртелекома" – именно китайская корпорация в дальнейшем будет развивать UMTS-сеть госоператора.

Китайское наступление

Производители телеком-оборудования из Китая теснят европейцев и американцев не только на украинском рынке. По данным исследовательской компании Dell`Oro Group, лишь лидеру отрасли Ericsson в 2009 году удается сохранять свою рыночную долю под натиском китайских "лоукостеров" – по результатам II квартала компания, как и годом ранее, занимает 32% рынка. Доля Nokia Siemens Networks за этот период упала с 26% до 20%, доля Alcatel-Lucent – c 14% до 12%. В то же время Huawei за отчетный период увеличила свою рыночную долю с 10% до 17%, а ZTE – с 4% до 8%. Схожие тенденции прослеживаются и на украинском рынке – в то время как европейские и американские компании фиксируют снижение доходов или убытки, китайские наращивают доходы и заключают крупные контракты. В украинском офисе Huawei сообщают, что в 2007 году компания заработала на нашем рынке около $70 млн, а в 2008 году – более $100 млн. При этом в 2009 году Huawei планирует заработать в Украине $120 млн. А самым нашумевшим контрактом в этом году на отечественном телеком-рынке стал договор между ZTE и "Украинскими новейшими технологиями" (TM Freshtel) – китайская компания развернет WiMAX-сеть оператора в областных центрах за $175 млн.

В технических дирекциях "МТС-Украина" и "Астелита" отмечают, что по качеству и производительности оборудование Huawei в последнее время может сравниться с продукцией европейских и американских производителей. "В связи с более поздним выходом на рынок азиатские вендоры вынуждены вести более агрессивную политику: демпинговать, быть более гибкими,– говорит Джефф Хаули.– При этом весьма показательно, что при существенной разнице в цене оборудования стоимость обслуживания у азиатов и европейцев с американцами практически идентична. Таким образом, политика азиатских участников рынка вполне объяснима: завоевать клиента с помощью привлекательной цены при достойном качестве оборудования, а впоследствии зарабатывать деньги на недешевом обслуживании своих продуктов". Менеджер одного из телеком-операторов рассказал Телеком/IT, что в некоторых случаях, при большом желании выйти на новый высококонкурентный рынок, стоимость первых поставок оборудования от китайских поставщиков вообще может быть нулевой: "Так выходила на наш рынок Huawei через PEOPLEnet, так сейчас действует ZTE через WiMAX-проект Freshtel". К тому же международную экспансию компаний активно поощряет правительство Китая – заказчики оборудования получают выгодные кредиты от китайских национальных банков. Преимуществом же европейских поставщиков является многолетний опыт работы на рынке, отмечает Джефф Хаули. Алексей Попок в свою очередь считает, что Huawei пока немного отстает от Ericsson и Nokia Siemens Networks как раз в предоставлении комплексных сетевых решений под ключ: "У них пока не так развита сервисная составляющая, являющаяся сильной стороной лучших европейских поставщиков".

Быть или не быть

Если раньше Украина отставала в развитии современных стандартов связи лишь от стран Западной Европы и отдельных государств Азии, то на сегодня она является одной из немногих стран региона, где нет мобильной связи третьего поколения. Уже больше двух лет внедрение UMTS задерживает нерешенный вопрос конверсии частот, использующихся Министерством обороны. В этом месяце операторам и Кабмину, наконец, удалось договориться с военными – они получат для конверсии частот 2,5 млрд грн. Часть денег перечислят операторы, еще часть будет выделена из бюджета. По словам члена Нацкомиссии по вопросам регулирования связи Владимира Олийныка, проект предусматривает выплату военным 900 млн грн уже в 2010 году. Но на момент сдачи Телеком/IT в печать еще не было принято окончательного решения, состоится ли конкурс по выдаче 3G-лицензий в этом году.

Затягивание процесса лицензирования не мешает операторам проводить предварительные тендеры на поставку 3G-оборудования. Недавно президент "Киевстара" Игорь Литовченко объявил, что оператор уже определился с тремя компаниями, которые вошли в шорт-лист тендера. Ими предсказуемо стали Ericsson, NSN и Huawei. "Астелит", по всей видимости, также будет выбирать поставщика из числа этих компаний.

По словам господина Олийныка, согласно лицензионным условиям получившие лицензию операторы должны будут инвестировать не менее $500 млн в течение первых трех лет. Алексей Попок отмечает, что поставщики, строившие для оператора 2G-сети, имеют больше шансов на заключение контракта с "Астелитом" и на разворачивание 3G-сетей. "Но в нынешних условиях может перевесить и ценовой фактор",– признает господин Попок.

 

КоммерсантЪ

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Базовые условия