G-news

Суббота, 25-е Мая 2019
08:54:44

//  oskay
 

Наверное, в 2009 году не было такой отрасли, которая сумела бы избежать негативного влияния кризиса. Не стало исключением и книгоиздание. Особенно заметным спад книжной индустрии был в когда-то самой читающей стране мира — России, где, несмотря на увеличение выпуска наименований, продажи упали, по разным оценкам, на 20—40%.

 

Даже в США книжный рынок сократился на 2—5%. При этом в пока ещё узкой нише электронного книгоиздания и производства сопутствующей электроники весь 2009 год можно было наблюдать не просто рост, а настоящий бум. 2010 год обещает быть ещё более интересным.

 

По последним данным International Digital Publishing Forum, объём продаж только 12—15 крупнейших американских продавцов электронных книг за 10 месяцев 2009 года составил 128,4 млн долларов. На фоне 30-миллиардного рынка книг сумма не выглядит фантастической.

 

Однако общий объём продаж электронных книг в одних только США как минимум в два раза (а то и в 10, по другим оценкам) больше. Но это полдела. По тем же данным IDPF, рынок только за 10 месяцев вырос больше чем в два раза: в 2008 году дюжина мейджоров продала электронных книг на 53,5 млн долларов. И этот рост, судя по всему, пока останавливаться не собирается.

 

Ещё более привлекателен рынок электронных книг для электронной отрасли. Интерес к электронным книгам разогрел интерес потребителей и, соответственно, производителей к букридерам, специализированным устройствам для чтения. Их продажи в одних только США составят в 2009 году порядка 5 млн штук.

 

Продажи электронных книг в России не могут похвастаться такими же объёмами. По оценкам Романа Агафонова, директора по развитию фирмы Softline, инвестировавшей в стартап bookee.ru, занимающийся дистрибьюцией электронных книг в защищённом формате, объём продаж в России в 2008 году составил порядка 900 тыс. долларов при объёме рынка 2,5—3 млрд долларов. Немногим больше — в сумму порядка 100 млн рублей — оценивают игроки рынка продажи в России букридеров.

 

2009 год во многом стал переломным для отрасли. В электронные книги «поверили» практически все крупные мировые издатели. На рынок пришли и крупные игроки из IT-отрасли. Самой громкой историей, конечно, стал скандал вокруг сервиса Google Books, который высветил не только проблемы в сфере законодательства об авторском праве (в его нынешнем виде плохо приспособлено к реалиям эпохи интернета и серьёзно осложняет доступ к книгам с неясным правовым статусом), но и реальный интерес к электронным книгам. Вначале воспротивившиеся идее тотальной оцифровки всего книжного наследия, американские писатели и издатели решили пойти на соглашение с Google, что сулило им хоть небольшие, но надёжные доходы от рекламы рядом с текстами их книг, которыми Google пообещал с ними делиться. Однако историческое соглашение, которое позволило бы сделать доступным хотя бы для поисковых запросов громадный пласт культуры, было заблокировано конкурентами Google.

 

Кто проиграл и выиграл от этого скандала? Проиграли авторы, издавать старые книги которых издатели и не собирались, проиграли европейские издатели, которым ещё предстоит найти средства на оцифровку своих запасов или надеяться на помощь государства. Гордые европейские политики, прежде всего во Франции и Германии, правда, уже откликнулись на веяния времени и пообещали выделить средства на перевод европейского наследия в «цифру». Выиграл Amazon, чей ассортимент после заключения соглашения между Google и правообладателями оказался бы на порядок меньше книжной базы Google.

 

В других странах, впрочем, издатели решили более трезво отнестись к тем возможностям, которые — пока, во всяком случае, совершенно бесплатно — может дать правообладателям и читателям сервис Google Books. Среди 10 млн уже оцифрованных компанией книг примерно 20% — книги, предоставленные самими издателями. По тексту этих книг пользователи могут вести свободный поиск, но — главное для издателей — Google поможет пользователю найти эти книги в онлайновой продаже или в ближайшей библиотеке (пока речь идёт о библиотеках американских).

 

Следующий шаг, который Google собирается сделать в 2010 году, — расширить свой книжный сервис, предложив читателям (по договорённости с правообладателями) Google Editions — полный платный онлайновый доступ к книгам, которые охраняются авторским правом. По уверению компании, читать такие «онлайновые издания» можно будет на любом устройстве, подключённом к интернету. Конечно, такой способ чтения подойдёт не для всех.

 

И дело не в том, что читатели пока не хотят отказываться от книг бумажных — отнюдь! Судя по известным цифрам продаж, а также по тому, например, что книги-программы для iPhone стали в 2009 году самыми популярными товарами в App Store, обогнав даже игры, некоторые читатели уже вполне готовы к тому, чтобы предпочесть удобство пользования электронной книгой хотя бы и на небольшом экране смартфона и отказаться от физической тяжести книги бумажной. И Amazon, обычно не склонный обнародовать какие бы то ни было данные о продажах электронных книг, осенью гордо отчитался, что чуть менее половины покупателей онлайнового книжного магазина предпочитают электронную книгу, а не бумажную, когда у них есть из чего выбирать.

 

Проблема в другом: захотят ли читатели платить за «онлайновые» книги, которых у них нет, или за электронные книги, распоряжаться которыми они не смогут так же свободно, как книгами бумажными? Издатели, опасающиеся пиратства, всё больше склоняются именно к тому, чтобы как можно надёжнее защитить продаваемый ими электронный контент от несанкционированного копирования. Они стараются или ограничить количество устройств, на которые могут быть скопированы книги (на этой модели, например, остановился российский дистрибьютор bookee.ru и канадский ритейлер Kobo), введя контроль за цифровыми правами (digital rights management, DRM), или предоставляют только онлайновый доступ к книгам.

 

История с централизованным удалением Amazon электронной версии книги Оруэлла «1984» из букридеров читателей лишний раз продемонстрировала, что DRM, может быть, и защищает права издателей, однако лишает прав читателей. Судя по тому, что к аналогичной технологии собирается прибегнуть и Google, электронное книгоиздание будет вынуждено наступить на все те же грабли, с которыми в своё время пришлось познакомиться индустрии музыкальной. Она тоже начинала с гонений на электронные копии музыкальных произведений, потом занялась внедрением DRM, на развенчивание которого ушло несколько лет (и потерянной прибыли). Вопрос только в том, сколько именно времени потребуется издателям, чтобы понять: страх пиратства не компенсирует потерянных денег. Читатели будут голосовать своим кошельком за электронные книги, которыми они могут распоряжаться так же, как книгами бумажными, — давать их почитать, дарить и даже — о ужас! — копировать.

 

DRM не единственное препятствие, с которым сталкиваются пользователи электронных книг. Всем, кто хотя бы коротко сталкивался с ними, известно, что в этом мире пока ещё — настоящие джунгли. До сих пор существует более двух дюжин используемых форматов, каждый из которых требует или специализированного устройства, или программы для чтения, не говоря уже о специальных программах для их генерации. Никто, конечно, специально не планировал такого разнообразия, не удобного ни для читателей, ни для издателей. Зоопарк форматов появился сам собою на стихийном рынке. Однако хотя бы здесь 2009 год стал поворотным: в этом году западные издатели и производители букридеров наконец стали выбирать среди прочих форматов один в качестве индустриального стандарта — поддерживаемый International Digital Publishing Forum формат электронных книг EPUB.

 

Заметим, что у России, как водится, особый путь: на протяжении нескольких лет самым популярным у российских любителей электронных книг был и ещё остаётся разработанный отечественными программистами, теперь работающими в крупнейшем отечественном магазине электронных книг «Литрес», формат FB2. Этот формат сумел завоевать определённую известность и за пределами России. Теперь та же команда готовится к внедрению новой версии этого формата — FB3. Судя по предварительным описаниям, его идеология чем-то похожа на EPUB, а его возможности по отображению контента в чём-то последний даже превосходят. Однако массированная поддержка издателями и производителями EPUB, скорее всего, приведёт к тому, что FB3 останется чисто российским.

 

Вопрос с единым форматом, как бы ни был далёк он от обычного читателя, ещё не закрыт. Одно из главных ожидаемых событий в IT-сфере в 2010 году — выход на рынок недорогих планшетных компьютеров или аналогичных им устройств, предназначенных как для веб-сёрфинга, так и для чтения. Какие-то из этих устройств существуют пока только в области слухов (давно ожидаемая «таблетка» от Apple или проект ридера для глянцевых журналов Skiff), появление других — двухэкранного enTourage eDGe — уже запланировано.

 

Вместе с появлением лёгких мобильных устройств с большими цветными экранами и способностью воспроизводить мультимедийный контент (на это будут способны не только планшетные устройства, но через год-два и специализированные букридеры), вопрос о том, что такое электронная книга или журнал, встанет опять. Ведь книга или журнал с движущимися картинками, интерактивными ссылками, аудиовставками и т.д. уже совсем не будет походить на творения Гуттенберга. В любом случае в 2010 году тема электронных книг не исчезнет из новостных лент. Пора запасаться букридерами.

 

Владимир Харитонов, "Частный корреспондент"

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Спаси дерево — купи букридер. Издатели и читатели ждут взрыва электронного книгоиздания