G-news

Пятница, 24-е Мая 2019
18:45:18

// Reuters 

От 2009 года никто ничего хорошего не ждал. Слишком кризисно он начинался. Не сильно уронить производство, не уволить сотрудников, пережить бы кризис, не обанкротиться бы, в конце концов… Избежать потерь почти никому из крупных технологических компаний не удалось — все затянули пояса. Однако кризис дал шанс проникнуть на рынок технологиям, которые действительно соответствуют реальным потребностям пользователей.   

Кризис — хорошее время для того, чтобы всё основательно взвесить. Покупатели взвешивают свои полегчавшие кошельки и выбирают только то, что им действительно нужно, и то, что они могут себе позволить. А производители постарались разобраться с тем, что на самом деле нужно потребителям, которые стали меньше обращать внимания на красивую рекламу, мегагерцы и терабайты, а больше — на функциональность и дешевизну.

 

И что в результате? Практически все прогнозы, которые «Частный корреспондент» давал на 2009 год, сбылись. 31 декабря под ёлку и вправду можно положить нетбук, да ещё с WiMAX: производители заполонили ими прилавки магазинов и киосков. И на таком нетбуке вполне уже может стоять Windows 7.

 

Google со своей операционной системой Chrome OS под ёлку-2009 не успел, хотя и показал, как ОС будет выглядеть и на чём она будет работать. По слухам, 31 декабря 2010 года «хромированный» нетбук вполне может оказаться среди подарков.

 

Компьютер в руках

 

Несмотря на массовые ожидания, Apple так и не выпустила на рынок нетбук, решив, видимо, не занижать планку для своей продукции. Вместо этого техноблоги и профильные СМИ заполонили слухи о другом устройстве «яблочной» компании — новом планшетном компьютере. Если верить последним «новостям», свою 10-дюймовую «таблетку» с сенсорным экраном Apple собирается показать 26 января 2010 года, а начать массовое производство весной 2010-го.

 

Ажиотаж вокруг «таблеток» — в 2010 году на рынок собираются выпустить устройства в таком формфакторе сразу несколько производителей — поддерживается не только потребителями, которых не устраивают маленькие экраны смартфонов и неудобство нетбуков. Особенно ждёт «таблеток» индустрия СМИ. Весь 2009 год — на фоне катастрофического падения доходов бумажных газет и журналов, массовых сокращений кадров и даже банкротств — топ-менеджеры индустрии обсуждали возможность привести свои издания в подобные устройства — с большими цветными экранами, интерактивностью и, конечно же, с беспроводной доставкой контента.

 

Имеющиеся на рынке букридеры — специализированные устройства для чтения книг, как правило, с экранами, сделанными по технологии «электронных чернил», способные работать неделями без подзарядки аккумуляторов, — СМИ (да в общем и самих пользователей, несмотря на потрясающий рост рынка электронных книг) не слишком удовлетворяют: они неповоротливы, пока не способны отображать цвет и тем более проигрывать видео.

 

Впрочем, и на этом рынке технологии не стоят на месте. Главный производитель экранов для букридеров тайваньская фирма PVI уже перешла на экраны с более высоким разрешением, существенно приблизившись к полиграфическому качеству изображения, а весной 2010 года на смену легко бьющимся экранным стёклам придёт прочный пластик. Но самое главное — на рынок экранов выходят новые производители. Некоторые из них будут использовать аналогичные технологии, а значит, розничная цена самих букридеров сможет снизиться до 100 долларов США, что сделает их доступными значительно более широкому кругу потребителей. В 2010 году можно ожидать и появления в продаже букридеров (и других мобильных устройств) с экранами, выполненными на основе технологий, которые будут сочетать энергоэффективность «электронных чернил» с цветом и быстрой сменой картинки, —  mirasol и  Pixel Qi.

 

Кто победит: Android или iPhone?

 

Такие экраны, впрочем, пригодятся не только для компьютеров (как привычных, так и непривычных), но и для более распространённых устройств — смартфонов. С ними связана ещё другая примечательная тенденция развития мобильного хай-тека: смартфоны потихоньку  начинают вытеснять с рынка обычные мобильные телефоны. Телефон без возможности подключения к Сети или хотя бы без программ, позволяющих пользоваться сервисами мгновенных сообщений и подключаться к социальным сетям типа Facebook и Twitter, уже начинает восприниматься пользователями как устройство из прошлого века. Видимо, с такими телефонами (только для звонков и СМС) произойдёт та же история, что и с наручными часами: когда только появились мобильные телефоны, некоторым пижонством считалось сверяться со временем на их экранах, а не по циферблатам наручных часов. Технология прошла полный цикл до массового рынка, и теперь пижонством уже считается иметь помимо мобильника ещё и часы.

 

Индустрия с радостью откликнулась на запросы пользователей мобильных устройств начавшимся переделом рынка. Компании, ранее доминировавшие на рынке, начинают отступать. Nokia ещё цепляется за рынок обычных телефонов и теряет нишу смартфонов. Уходит оттуда и Microsoft, когда-то почти безраздельно господствовавшая на рынке ОС для смартфонов со своей нечеловечески прекрасной (ну, то есть обычные пользователи её прекрасность оценить так и не смогли) Windows Mobile. Nokia даже решила отказаться от ОС Symbian в пользу новой ОС Maemo, а Microsoft постаралась отлакировать свои «Мобильные окна». За эти компании можно порадоваться — они уходят с мобильного рынка не слишком торопясь и с приличествующими случаю ритуалами.

 

Но главная история на этом рынке будет в 2010 году писаться другими: нас может ожидать захватывающее зрелище битвы гигантов — Apple, уже занявшей со своим iPhone весьма приличную долю рынка смартфонов, и Google, который не только выпустил на свободу бесплатную ОС Android, но и, по упорным слухам, готов начать продажи собственных смартфонов Nexus One чуть ли не 5 января 2010 года по удивительно низким ценам. Не исключено, что Google действительно может позволить себе субсидировать продажи новых устройств, если решит вторгнуться на рынок смартфонов. У этих двух компаний есть аргумент, который за последний год стал очень существенным для потребителя, — большой запас программ, устанавливаемых напрямую из смартфона: для пользователей смартфонов важны уже не только технические параметры устройств, но и то, что они смогут с помощью дополнительных программ своим смартфоном сделать. Android Market пока на порядок отстаёт от App Store для iPhone, но его рост ускоряется. Так что, если новогодние праздники вас не слишком затянут в тарелку с оливье, запасайтесь, как говорится, попкорном.

 

Вслед за медными проводами уходит и GSM

 

Мобильный интернет, вовсю заявивший о себе уже несколько лет назад, получит дополнительный толчок в 2010-м. Так же, как окончательно устарела телефонная связь по проводам, стареют и стандарты мобильной связи. На смену уже устаревающим (хотя и только что появившимся, например, в Москве) стандартам третьего поколения мобильной связи идут новые. В Швеции первая сеть стандарта LTE уже запущена под Рождество, на 2010 год запланирован запуск сетей в США, Японии и других странах Европы. Главный плюс нового стандарта — действительно широкополосный доступ в интернет с мобильных устройств со скоростью, уже сравнимой со стационарным подключением.

 

Вместе с ростом скорости доступа всё более актуальными для рынка мобильной связи будут технологии интернет-телефонии, о чём свидетельствуют два громких события в этой сфере в 2009 году: выход на рынок использующего технологию VoIP сервиса Google Voice (после скандала с запретом интеграции сервиса в iPhone и сеть AT&T из состава совета директоров Apple даже вышел глава Google Эрик Шмидт) и продажа eBay своего «телефониста» — крупнейшего в мире провайдера интернет-телефонии Skype. Кажется, Google не только стремится на рынок мобильных устройств, но и всерьёз решил стать оператором связи, к концу года ещё и прикупив IP-сервис Gizmo. Не исключено, что если не в 2010-м, то в 2012—2013 годах уже Google и Skype, а не старые телекомы могут стать влиятельными игроками рынка мобильной связи.

 

Вместе с изменением железа и всё большим проникновением широкополосного доступа другой становится и сама Сеть. Главные тенденции, только проявившиеся в 2009 году, вовсю наберут силу в 2010-м. И все они связаны с взаимодействием Сети с реальностью — реальными временем и пространством, реальным обществом и настоящими знаниями.

 

Сеть для реальности

 

Интернет постепенно становится real time web — сетью реального времени. Не слишком упрощая историю, можно сказать, что раньше пользователи имели дело с Сетью как с совокупностью статичных веб-страниц, которые можно смотреть (читать) в веб-браузере и параллельно с которой можно было общаться с помощью электронной почты, IM-программ и интернет-телефона. Поисковые роботы время от времени — сначала неторопливо, а потом всё быстрее и быстрее — обходили все эти страницы, через какое-то время делая доступной ту информацию, которую они содержали. Несколько лет назад появилась технология RSS, которая позволила значительно ускорить получение новой информации.

 

Теперь в Сеть пришли новые технологии оперативного обмена данными. Когда вы пишете что-то в Twitter, то этот текст сразу оказывается не только на вашей странице, но и на страницах тех, кто подписан на ваши записи. И ещё на странице результатов поиска какого-нибудь пользователя Google, если ваша запись подходит к теме запроса. И ещё в агрегаторе Frienfeed и т.д. А когда вы оставите комментарий к этой статье, то Facebook мгновенно оповестит меня об этом, а также продублирует его на наших страницах в социальной сети, а также на странице «Частного корреспондента» в Facebook. Когда я начинаю обсуждение какой-то темы с коллегами в Google Wave, то я не жду, как раньше, их ответов электронной почтой и не скачу между окнами «аськи», а вижу, что пишут участники дискуссии и какие правки в документ они вносят прямо сейчас, именно в это мгновение, без всяких задержек и отсрочек.

 

Синхронизируясь с временем реальной жизни, Сеть уже давно осваивает реальное пространство через геолокацию: вокруг определения местоположения пользователя построено уже громадное количество интернет-сервисов. В 2009 году интернет вторгся в реальность ещё по двум направлениям. Во-первых, Google (куда же без него?) анонсировал навигационную систему, которая будет работать на более универсальном, чем GPS-навигатор, устройстве — на смартфоне (правда, с ОС Android, смайл), сделав геолокацию более удобной и доступной для пользователей мобильной связи. Другой прорыв, в котором тоже успела поучаствовать Google новой программой Goggles, — выпуск на рынок программ «дополнения реальности». Вы наводите свой смартфон — iPhone или Android — на обложку книги, здание, статую — и телефон выдаёт вам информацию об этом объекте в реальном времени. Это, конечно, ещё не очки Терминатора, но до них уже рукой подать.

Сеть, впрочем, вообще стала «умнее». Как и раньше, поисковики стараются выдавать в первой же строчке нужный пользователю результат (и ещё миллионы ссылок в ответ на его поисковый запрос, хотя понятно, что дальше второй-третьей страницы он не пойдёт, но…), но в 2009 году мы присутствовали при большом рождении Web 3.0 — «умной Сети», результаты поиска по которой могут, например, оказаться классифицированной и отсортированной информацией: поисковая машина сама «поймёт», что Baudrillard — это философ, и снабдит меня ссылками не только на его биографию, но также на книги, фильмы и т.д. В 2009 году в Сети появилась и «машина ответов» Wolfram|Alpha, которая пытается выдавать походящие на осмысленные ответы к поисковым запросам, опираясь и на Сеть, и на терабайты оцифрованных знаний человечества.

 

В 2009 году в Сети случилось событие, на которое, кажется, СМИ не обратили должного внимания. То есть не заметить очередного рубежа числа пользователей Facebook сложно, но если в начале года сеть взяла 300-миллионный рубеж, то 350 млн пользователей — даже не новость. Однако если спросить Wolfram|Alpha, то окажется, что «население» Facebook на 45 млн человек превысило население США и в 2010 году продолжит расти дальше.

 

Построенный как и прочие социальные сети, Facebook стал самым успешным из них, удачно «продублировав» реальные сети взаимоотношений, связывающих людей в обществе. На наших глазах вырастает новая виртуальная реальность, дополняющая и отражающая наш социальный мир на экране компьютера. Главный конкурент и партнёр по развитию интернета для этой социальной сети — Google. Только если Google пытается собрать и «продать» всю накопленную человечеством информацию, то Facebook — собрать всё человечество в своих профилях. Может быть, в России Facebook ещё не стал таким же популярным, как Vkontakte, в своё время сделавшим всё для того, чтобы на Faceboook походить, но всё ещё впереди.

 

Что же мы имеем в итоге года? Хотя всякое подведение итогов, скажем честно, произвольно и промежуточно (а может быть, благодаря этому), решимся отметить одну, наверное, банальную особенность нашей современной жизни — даже кризис не помешал человечеству всё глубже срастаться с Сетью. Напротив, судя по тому, как и какие IT-технологии в 2009 году заявили о себе, экономические испытания помогли проявить себя самым ярким, интересным и просто самым востребованным. И кажется, ещё не всем. Уже очевидно, что в 2010 году нас ждёт много всего интересного.

 

Владимир Харитонов, "Частный корреспондент"

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ «Таблетки» для IT. Хай-тек — 2009: итоги и надежды