G-news

Суббота, 23-е Марта 2019
01:04:48

Компания Google официально объявила о прекращения развития сервиса совместной работы Google Wave. Компания собирается поддерживать его по крайней мере до конца года, но прекращает  разработку Wave как самостоятельного продукта.

Новость эта – из разряда давно случившихся. В неудачи Google сервис записали чуть ли не через месяц после его рождения.

 

Когда Wave запускался,

некоторые от радости вместо шляп подбрасывали в воздух ноутбуки. И эйфория была объяснима. Google попытался предложить инструмент, который давно ждали. Симбиоз интернет-форума, электронной почты и чата, темы-«волны», возможность загрузки любого медиаконтента, разнообразные виджеты (карты, опросы,  браузерные игры), мониторинг обсуждения  в реальном времени, – все это выглядело очень привлекательно.

 

Так получилось, что в момент тестового запуска Wave (тогда доступ к нему был ограничен и рассылался по сетям от знакомых к знакомым) мы небольшой командой занимались одним интернет-проектом. Работать над ним приходилось удаленно: все сидели в своих квартирах и офисах. Измученные цепочками писем в Gmail и недостатками существующих сервисов совместной работы, программист и дизайнер ждали Wave, как спасения. Программист, человек очень конкретный, бескомпромиссный рационализатор, параллельно даже начал разрабатывать собственную систему, чтобы следить за выполнением поставленных целей, дискуссиями вокруг них и корректировками технического задания. Когда был анонсирован Wave, он так обрадовался, что составил график, по которому выходило, что новый сервис при правильном его использовании ускорит нашу работу на 45%. Но уже через неделю энтузиазм пропал. «Кажется, Google промахнулся», – констатировали коллеги.

 

В чем были проблемы Wave, описывать тут подробно нет смысла: это уже давно и не раз сделано. Главная претензия – перебор с изобретательностью: важный инструментарий Wave захлебнулся в волнах второстепенных «фич». Поэтому и популярности сервис приобрести не мог – как видно, не только среди широких масс пользователей, но даже в среде специалистов, кровно в нем заинтересованных. 

Куда интереснее понять мотивы Google, который раз за разом выводит на рынок новые продукты, а потом, промахнувшись, с достоинством закрывает их (каждый раз об этом гордо в официальном блоге сообщает один из вице-президентов IT-гиганта).

 

Вспомним, например, недавний большой провал компании – магазин Nexus One, предназначенный для продажи мобильных телефонов с ОС Android. Google, как показалось тогда многим, повел себя довольно странно. Компания отказалась проводить внешнюю рекламную компанию проекта и понадеялась на собственные мощности.
 

Задолго до этого Google закрыл еще один свой громкий проект – Answers. Про него уже все забыли, но тогда в действиях компании тоже было много удивительного. Зная о существовании сильного конкурента в лице Yahoo Answers, Google не предложил более удобный механизм Q&A-сервиса в оболочке соцсети (на тот момент это еще можно было сделать), а, наоборот, усложнил его коммерческой составляющей. Задавать вопросы и получать на них ответы в Yahoo Answers можно совершенно бесплатно, тогда как Google Answers требовал оплаты за ответы, которые должны были находить специальные Google Answer Researchers («искатели ответов»). Два года буксования и закономерный конец: главный инженер компании заявляет в официальном блоге о закрытии проекта из-за низкой популярности.

 

Есть у Google и провалы, связанные с его главной сегодняшней амбицией – собственной социальной сетью. Перечислять можно долго. Был сервис Dodgeball (первая  версия очень популярного сейчас Foursquare) , который компания закрыла в 2009 году. В том же году был закрыт сервис микроблогов Jaiku. Lively, аналог популярной игры Second Life, просуществовал всего несколько месяцев. Ходили упорные слухи, что Google все-таки закроет соцсеть Orkut, но помешала это сделать только неожиданная популярность сервиса у бразильцев. Прогнозы о закрытии неудачного Buzz тоже появляются на рынке регулярно. И кажется, никто не удивится, если это произойдет. Как никто не удивится, если игровой сервис, который сейчас, судя по последним покупкам, активно развивает Google, просуществует не больше года. Провалились также собственная платежная система Google Checkout и поисковый движок для шопинга Froggle. Google TV – опять же далеко неочевидная killer application.

 

Для аналитиков все это, конечно, – отличный повод для злорадства: всемогущая компания чаще не попадает в цель, чем демонстрирует меткость. Но похоже, Google это злорадство чуть ли не поощряет. CEO Google Эрик Шмидт заявил, что компания празднует свои неудачи. И, как ни странно, эти его слова могут оказаться чем-то большим, чем обычное для таких историй пиар-оправдание.

 

На конференции Techonomy Шмидт рассказывал, что ежемесячно  собственные разработчики и конторы-саттелиты приносят ему на рассмотрение около сотни разных проектов. Большинство из них отсеивается (деньги на них бы нашлись, но не хватает организационных ресурсов), но в среднем восемь–десять заявок утверждается в качестве перспективных разработок. При этом, судя по проектам, которые уже потерпели неудачу, Google сознательно минимизирует копирование уже существующих моделей: все они так или иначе обладали инновационными рыночными характеристиками. А значит – заведомо рискованные.
 

Цена ошибки при этом, видимо, не очень высока. Перепроизводство разработок в любом случае заставляет компанию выводить на рынок экспериментальные продукты. А их тщательный анализ и длительное внутреннее тестирование – видимо, куда более затратный в организационном смысле вариант, чем публичное тестирование с последующим закрытием или приостановкой.

 

Кажется, Google играет с рынком в «морской бой»: заполняет «квадратики» интернета бесчисленными проектами, многие из которых попадают мимо цели. Но единственный четырехпалубный линкор неизбежно будет найден. Это стратегия не перфекциониста, но безумного исследователя и филантропа. И многие на рынке должны сказать Google спасибо: минное поле расчищают за них. Так что если кто-то захочет выйти на рынок с аналогом Google Wave (тем более, компания обещает предоставить свободный доступ к исходным кодам ключевых компонентов сервиса), бесценная база пользовательской аналитики будет у него уже под рукой.

 

Пётр Биргер. "Slon.ru"

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Google играет в «морской бой». Этой стратегии многие на рынке должны быть очень благодарны