G-news

Воскресенье, 21-е Июля 2019
03:48:01

Несмотря на подавляющее стартовое преимущество «Вконтакте», Facebook уделает её гораздо раньше, чем кажется. Бурный рост «Вконтакте» закончен, тогда как если Facebook продолжит расти в России так же, как и в последний месяц, то «Одноклассников» он обгонит через 12—13 месяцев, а уровня «Вконтакте» достигнет через два года. Уже сейчас глубина просмотра в Facebook стала в 10 раз выше, чем у «Вконтакте».

 

Сравнение «Вконтакте» с Facebook напоминает мне парный тест Lada 2118 и Volkswagen Golf — тот же цвет кузова, те же четыре колеса плюс одна запаска, тоже разгоняется, ездит, и даже есть кондиционер. Вся разница в том, как это выглядит, насколько это притягательно по дизайну и насколько качественно сделано. Разница в этих сравнениях одна — если «Гольф» стоит в четыре раза дороже, то социальные сети — одинаково бесплатны. Что выберете вы? Если у кого-то есть сомнения, то ответ на вопрос, что выберут ваши дети, которые с пяти лет будут разбираться в новых сотиках и соцсетях лучше вас, очевиден.

 

Загрузить 59 фотографий из поездки в фотоальбом в «Вконтакте» потребовало от меня смекалки и нескольких попыток. Особенно раздражает, когда приходится из 300 фото в который раз выбирать те самые 59, которые хочешь загрузить. Тот же фотоальбом Facebook проглотил и разместил, не скрипя от перенапряжения серверов, не жалуясь на размеры и количество, — закачал, сжал, расставил, рассказывая по пути, что происходит, и не дал мне шансов нажать не ту кнопку, чтобы пришлось делать всё сначала. Таких мелких примеров не меньше, чем зазоров в кузове «Лады».

 

Два года назад, навсегда покинув свою страницу в совсем уж деревянных «Одноклассниках», я оставил на двери лицевой страницы сообщение: «Тут не бываю. Ищите меня «Вконтакте». Теперь, похоже, очередь за «Вконтакте».

 

После того как посидел за рулём «Гольфа», обратно в «Ладу» уже не хочется. Это сокровенное знание приходит не ко всем и не сразу, но бесплатность и общедоступность интернета сделают такой переход быстрее, чем падает доля АвтоВАЗа. А что будет, когда основной поток в социальные сети польётся через мобильные телефоны, где красота, интерфейс и надёжность ценятся ещё выше?

И главное: современный пользователь не хочет просто хороший продукт — он хочет лучший. А если лучший продукт — бесплатный, то тут всё предопределено.

 

Больше не социальная сеть

 

А если вдуматься, то битва соцсетей за одного конкретного человека — меня — «Фейсбуком» уже выиграна. Недавно я осознал, что «Вконтакте» для меня лично больше не социальная сеть, теперь это просто удобный музыкальный плеер и один из четырёх-пяти мессенджеров наряду с ICQ, Skype, Facebook и «Mail.Ru Агентом». И я всё реже и реже открываю этот сайт.

 

Данные статистических сервисов Webomer и TNS Web-Index подтверждают — не я один: пока у соцсетей отечественной сборки наблюдался летний спад, Facebook рос. С 5 июля по 5 августа — всего за один месяц — рост Facebook составил 13%! Построив простую модель экстраполяции, легко подсчитать, что при сохранении таких темпов Facebook обгонит «Одноклассников» (если их аудитория не упадёт) через 12—13 месяцев, а «Вконтакте» догонит примерно через два года.

 

Ситуация же у «Вконтакте» весьма грустная. И если падение (равно как рост) по количеству пользователей за последний год не так заметно, то количество просмотров страниц за последний год «Вконтакте» упало примерно в три раза.

 

Пожалуй, это свидетельство того, что «Вконтакте» всё меньше и меньше играет роль социальной сети и интерес к проекту падает в пользу других сетевых развлечений или конкурентов. Что, впрочем, неудивительно — чего ждать от проекта, который в качестве стартовой страницы загружает одну и ту же вашу анкету?

 

Первоначальный капитал «Вконтакте»

 

Спасательный круг «Вконтакте» — это кущи нелегального контента, в которых легко затеряться или даже с вожделением или отвращением наткнуться на то, что даже и смотреть-то уголовно наказуемо.

 

Но тут, кроме бонусов, кроются и серьёзные правовые риски. Кроме того, видеохаляву с успехом заменила халява-конкурент — качественные и даже HD-копии фильмов с торрентов.

 

Френдов заменить сложнее. «Первоначальный капитал» в количестве порядка 14—15 млн активных российских пользователей (не стоит обольщаться счётчиком количества регистраций «Вконтакте», постепенно приближающихся к 100 млн) — это огромный надувной спасательный круг с мелкой дыркой. За летний месяц — с 5 июля по 5 августа — «Вконтакте»» стали посещать на 500 тыс. пользователей меньше (охват аудитории уменьшился с 48,7 до 47,1%). Сдуваться он если и будет, то не так быстро, и уж конечно никогда не сдуется до нуля.

 

Шансы против остального мира

 

Биться с мировым лидером на просторах интернета, не имея пошлинных заграждений и акцизных редутов, — задача не из лёгких. Да что там говорить, этот вопрос — из той же серии, что и «Есть ли шанс у Lada против Volkswagen, если бы все машины в мире были бесплатными?». Или у Rover Book против Apple? Да, впрочем, практически любой массовый потребительский продукт, сделанный руками (а не выкачанный из недр) в России, проигрывает в абсолютной мировой конкуренции. Традиционные «кто виноват?» и «что делать?» — темы для другого очерка, пока же мы — о будущем интернет-лидеров в России.

 

Нет, «Вконтакте», конечно же, не умрёт и не будет убыточным проектом. Это вопрос доли рынка. Просто Facebook в России рано или поздно станет гораздо более заметным.

 

График же роста Facebook в мире впечатляет даже за последний год.

 

Впечатляет и всё продолжающийся рост глубины просмотра, которая теперь в 10 раз выше, чем у «Вконтакте».

 

Как заметил в интервью «Часкору» основатель венчурного фонда Runa Capital, компаний Rolsen, Parallels и многих других Сергей Белоусов, у мировых лидеров бесконечные ресурсы для постоянного улучшения сервиса, бороться с ними сложно. Он же заметил, что Facebook уже выиграл конкурентную борьбу в нескольких странах с изначально сильными «родными» соцсетями.

 

Теперь у социальных сетей новый вызов — в обозримом будущем основной контакт с соцсетями будет происходить через мобильные устройства (в США это «будущее» уже в полном разгаре). Facebook, запустивший мобильный сервис Facebook Zero, к этому будущему подготовился. Видимо, следует ожидать от «Вконтакте» по традиции сервис-клон. И название может оказаться в тему: «Вконтакте-ноль».

 

Максим Кудеров, "Частный корреспондент"

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Почему Facebook победит «Вконтакте». Пользователям не нужна хорошая социальная сеть — они готовы довольствоваться самой лучшей