Затраты на персонал украинских операторов связи понемногу растут. Однако обслуживание сетей и второстепенных подразделений они все чаще доверяют не штатным сотрудникам, а подрядчикам, пытаясь со старой бизнес-модели технологических компаний перейти в поле чистой коммерции и маркетинга.
Кто платит больше: «Укртелеком» или «мобильщики»?
В Украине у крупнейших операторов начинают постепенно расти затраты на персонал, даже несмотря на то, что штаты во время кризиса были немного сокращены. Так, 90 тысяч сотрудников крупнейшего фиксированного оператора «Укртелекома» в прошлом году заработали в общей сложности 2,357 млрд грн.. В 2007 году фонд оплаты труда был меньше - 1,896 млрд. грн., а сотрудников было больше – около 110 тысяч человек. В результате сейчас в государственном операторе связи чуть меньше 1/3 дохода уходит на зарплаты, а два года назад них приходилось около ¼ дохода.
В крупнейшем операторе мобильной связи «Киевстаре» на оплату труда в прошлом году было потрачено почти в два раза меньше, чем в «Укртелекоме». Звездная компания, по ее данным, заплатила своим сотрудникам в общей сложности 935 млн. грн., что составило всего 8% от общего дохода компании. Два года назад - в 2007 году – содержание штата обошлось «Киевстару» также дешевле – в 644 млн. грн.
Стоит отметить при этом, что в «Киевстаре» работает, согласно данным от 1 февраля этого года, только 4,5 тысяч человек, а еще в 2008 году их было на 1 тысячу больше. В то время как «Киевстар» обслуживает в 2 раза больше клиентов, чем «Укртелеком», и выручку имеет на несколько миллиардов гривен больше.
Другие крупные мобильные операторы – «МТС Украина» и life:) – не разглашают размеры фонда оплаты труда. Но сотрудников в штате содержат еще меньше, чем «Киевстар»: первый – 3,8 тыс., а второй – всего 1,3 тыс. человек.
Далеки ли мы от Европы?
Анализируя такие существенные различия в количестве персонала и объеме зарплатного фонда в «Укртелекоме» и в частных сотовых компаниях, можно предположить, что иностранные инвесторы Telenor (Норвегия), АФК «Система» (Россия), Turkcell (Турция), «Альфа» (Россия), которые являются хозяевами наших «сотовиков», пытаются сэкономить на персонале и именно из-за этого получают сверхприбыли в нашей стране.
Однако в развитых странах Европы наблюдается схожая ситуация: национальные операторы (которые обычно занимаются и мобильной, и фиксированной связью) тратят на сотни тысяч сотрудников миллиарды евро, а сотовые операторы – в десятки раз меньше. Например, национальный оператор Deutsche Telekom в Германии тратит в год 1/3 местного дохода (ЕURO 9 млрд) на оплату труда 127 тысяч сотрудникам.
Зато, дочерние сотовые предприятия Deutsche Telekom в других европейских странах (работающие под брендом T-Mobile) тратят на персонал в два раза меньше. France Telecom на зарплату французам тратит почти EURO 5 млрд в год. Это 1/5 местного дохода. Однако в таких странах, как Великобритания, Польша, Испания, где французский телеком работает на мобильных сетях под брендом Orange, ему удается платить за работу в 1,5-4 раза меньше, чем на родине. Да и штаты в странах, куда гиганты произвели экспансию, обычно очень скромные. Например, Orange Spain обслуживают всего 3,5 тысяч испанцев (а всего в этой группе компаний 181 тысяч сотрудников, большая часть из которых – французы). Турецкий оператор Turkcell (контролирует life:)) в отличие от Deutsche Telekom и France Telecom, сосредоточился в основном на мобильном бизнесе, как дома, так и в странах, куда произвел экспансию (Украину, Беларусь, например). Эту компанию обслуживают всего 10,5 тысяч сотрудников, на которые он тратит всего 4,6% от дохода.
Стационарная связь «сжирает» штат
Почему так получается, что национальные операторы содержат обычно в 10 раз большие штаты, чем сотовые компании, обслуживающие столько же, а иногда и больше абонентов? Как рассказывает бывший гендиректор Beeline в Украине Сергей Миронов, у «Укртелекома», например, раздутый штат и дополнительные затраты связаны в первую очередь с отягощающей предприятие социальной нагрузкой – поддержкой связи в сельских и удаленных районах. «Фиксированная сеть не столько эффективная в финансовом плане. А мобильные операторы всегда инвестируют только туда, где ожидается хорошая финансовая отдача», - подчеркивает он. «Мобильные операторы всегда старались быть более высокомаржинальными. А операторы, в которых имели либо контрольный, либо достаточно весомый пакет государства, как правильно, менее эффективны», - заявил «proIT» гендиректор «МТС Украина» Андрей Дубовсков.
Один из опрошенных менеджеров приводит пример, что «Укртелеком» эксплуатирует большой процент аналоговых станций, требующих круглосуточного обслуживания несколькими инженерами одновременно. Дубовсков добавляет, что огромные штаты национальных операторов обычно влекут за собой и очень высокий процент руководителей, у которых зарплаты, как правило, в несколько раз выше, чем у рядовых сотрудников. Это тоже хорошо раздувает зарплатный фонд. Кстати, у «Укртелекома» в начале 2009 года было целых 6,8 тыс. человек руководящего состава.
Продажи – себе, все остальное - на откуп!
В скором будущем главам сотовых компаний все равно придется задуматься, что делать с растущими потребностями в новом персонале. Причина тому – освоение новых видов связи: фиксированного доступа в Интернет и доступа к телевизионным каналам. Это заставляет сотовиков не только дополнительно вкладывать деньги, но и нанимать новых специалистов. А иногда – формировать целые отдельные подразделения.
Впрочем, есть и другой путь – нанимать как можно больше компании подрядчиков, на которые будут переложены второстепенные функции компаний. Так, «Киевстар» во время финансового кризиса нанял сторонние компании для работы по обслуживанию офисов. В результате было сокращено 170 человек. life:) еще в конце 2008 года передал весь контакт-центр вместе с сотрудниками на обслуживание специализированной компании Global Bilgi. «Мобильные операторы отказываются от эксплуатации сотовой сети и передают их на эксплуатацию поставщикам оборудования. Насколько мне известно, Yota (российский WiMax-оператор) большую часть работ по эксплуатации передает своему поставщику – компании Samsung», - говорит Сергей Миронов. «У «МТС Россия» уже есть контракт с Nokia Siemens Networks. Часть сети обслуживается непосредственно поставщиком оборудования. В Украине мы постоянно ведем переговоры, но пока реально до подписания ни с кем не дошло», - сообщил Андрей Дубовсков.
Как в любой бизнес-схеме, у аутсорсинга, кроме явных плюсов, есть и серьезные минусы: это дополнительные риски которые получает оператор вместе с новыми подрядчиками. Ведь с ним отношения уже не такие тесные, как были с подчиненным. И приказывать им уже не получится.
Но все же многие постепенно решаются идти на подобные шаги, отдавая сторонним организациям второстепенные и технические функции, а у себя оставляя ключевой опыт - маркетинговый и коммерческий.
Сколько тратят операторы на персонал
Киевстар | Укртелеком | Turkcell | Telenor | France Telecom | Deutshe Telecom, Германия | Deutshe Telecom, группа компаний | |
Доход 2009 г., млрд. грн. | 11,6 | 8,139 | 71,488 | 126,945 | 477,8 | 295,36 | 674,96 |
Затраты на персонал, млрд. грн. | 0,935 | 2,357 | 3,296 | 17,498 | 94,577 | 93,6 | 148,72 |
% от дохода | 8 | 29 | 4,6 | 13,8 | 19,8 | 31,7 | 22 |
Штат, тыс. | 4,5 | 90 | 10,5 | 40,3 | 181 | 127,5 | 260 |
У иностранных операторов финпоказатели считались по курсам: USD-1/8, EURO -1/10,4, NOK 1/1,3.
Станислав Юрасов, proIT