G-news

Четверг, 18-е Июля 2019
12:15:36

Главное событие прошлой недели — презентация новой версии ОС для «Маков». Вы думаете, что это событие может увлекать только фанатов? Напрасно. Apple стала слишком большой, чтобы не замечать, что она делает. 20 октября 2010 года глава Apple Стив Джобс закрыл сразу несколько IT-технологий, а заодно показал, куда пойдёт IT-индустрия дальше.

 

Вряд ли кто-то, кроме совсем уж упёртых сторонников Windows, будет возражать против того, что разработки и решения Apple, скажем мягко, иногда были не только новаторскими, но и определяли дальнейшее развитие IT-отрасли. Apple внесла существенный вклад в развитие оконного интерфейса персональных компьютеров. Она же первой — ещё задолго до фактического прекращения их производства в 2010 году — отказалась от устаревшей технологии хранения данных на дискетах. Никто не будет спорить, что и развитие нынешнего мультисенсорного интерфейса для мобильных устройств — заслуга компании Джобса.

 

Конечно, кто там был самый первый и кто на что повлиял — вопрос всегда спорный. Оk. Тогда возьмём сухие бесспорные финансовые показатели. Когда успех продаж iPad и новых iPhone превзошёл самые оптимистические прогнозы, серьёзно выросла и цена акций компании. 26 мая 2010 года рыночная капитализация Apple впервые превзошла этот показатель Microsoft. И этот рост, а вместе с ним благосостояние акционеров компании, пока останавливаться, кажется, не собирается. На сегодняшний день стоимость Apple из расчёта цены акции составляет 282 млрд долларов. Ещё год назад бывшая безусловным лидером рынка Microsoft нынче стоит 220 млрд. Теперь Apple по рыночной капитализации на американском рынке отстаёт только от нефтяной компании Exxon.

 

Есть и ещё один существенный повод внимательно отнестись к тому, что делает «яблочная» компания. На рынке продаж персональных компьютеров доля Apple не слишком велика. Даже на американском рынке это чуть менее 11%. Однако, по мнению аналитика Deutsche Bank Криса Уитмора, в интерпретацию статистики о продажах ПК стоит внести коррективы. Планшетный компьютер iPad — это, в сущности, тоже ПК. И если учесть статистику продаж iPad и последние данные о продажах ПК компании IDC, то Apple завоевала не третье, а первое место среди продавцов персональных компьютеров на рынке США, занимая ровно четверть рынка, — сравните с 20% у Hewlett-Packard и 19% у Dell. А если принять во внимание прогнозы на продажи планшетников, то и треть рынка США для Apple уже не за горами, а там и существенная доля рынка международного.

 

И что же произошло 20 октября 2010 года? На презентации в Купертино Джобс всего лишь представил очередную версию операционной системы для «Маков» OS X 10.7, которая в реальности появится не раньше лета 2011 года, а также объявил о начале продаж новых ноутбуков MacBook Air. Глядя со стороны — ничего сногсшибательного. Революция — в деталях.

 

MacBook Air — лёгкий (младшая модель весит всего 1,06 кг) ноутбук (такие раньше называли субноутбуками) без обычного жёсткого диска. Вместо него — твердотельный SSD-диск (флеш-диск). До последнего времени эта модель эппловских ноутбуков — в силу своей дороговизны — была редкостью даже среди фанатов Apple. Теперь Apple решила выпускать вполне «нетбучную» по размерам версию Air — с 11-дюймовым экраном — и продавать её за 999 долларов. Для нетбука цена запредельная, однако для обычного ноутбука Apple это нижняя граница, по которой Apple вообще продаёт ноутбуки.

 

При такой цене и параметрах у Air есть все шансы стать популярным устройством у хипстеров, гиков, фанатов. И флагманским ноутбуком Apple. Тем интереснее, от чего именно отказалась Apple, создавая новый MacBook Air.

 

Замена жёсткого диска на SSD-накопитель — решение, которое кажется стратегическим. Жёсткие диски действительно проигрывают почти по всем техническим параметрам флеш-накопителям: скорости доступа, скорости загрузки, энергоёмкости… Пока кроме одного — цены. Но цены снижаются, и теперь то, что раньше могли себе позволить только компьютерные гики, становится доступно массовому (оk, относительно массовому) потребителю. Конечно, технологии производства жёстких дисков становятся всё более совершенными, но опередить SSD по основным параметрам — плотности записи и энергоёмкости — им вряд ли удастся. Apple, судя по всему, жёсткие диски ещё не «похоронила», но первый звонок, очевидно, уже прозвучал.

 

О других важных решениях Джобс во время презентации умолчал, но на них обратили внимание первые счастливые покупатели нового MacBook Air. В коробку с «Макинтошем» помимо прочего Apple упаковывает (естественно, бесплатную) версию OS X, которая раньше записывалась на DVD. В коробке с MacBook Air никакого диска нет. Вместо него к ноутбуку прилагается USB-флешка с операционной системой. Не исключено, что такое решение просто логично для ноутбука, в котором оптического привода вовсе не предусмотрено. Возможно, однако, что отказ от DVD ждёт все компьютеры Apple, чему есть и дополнительные причины (см. ниже).

 

Ещё одна прореха, сделанная Apple уже вполне сознательно, — отсутствие в программном обеспечении, предустановленном в новых ноутбуках, Flash-плеера. Ничего не мешает, конечно, пользователю зайти на сайт Adobe и установить его самостоятельно. И, вероятно, именно так он и сделает, поскольку на Flash сегодня всё ещё очень много цифрового, прежде всего сетевого, контента. Этот самостоятельный шаг, однако, заставит пользователя задуматься, действительно ли ему нужен Flash или и без него можно обойтись. Судя по решимости, с какой Джобс отказал Adobe портировать Flash для мобильных устройств Apple, а теперь убрал его системы, война против Flash в самом разгаре.

 

Кандидат на расстрел у Apple есть и ещё один, причём неожиданный. Это кнопочная мышь. Да-да, та самая компьютерная мышь с кнопкой, чьё появление в начале 1980-х годов произвело революцию в персональных компьютерах. Выпустила на рынок её не Apple, а Xerox в 1981 году, но именно появление мыши в компьютерах Apple сделало её стандартным устройством ввода. Видимо, век обычной мыши подходит к концу. Пользователям жестового сенсорного интерфейса, обкатанного Apple на своих мобильных устройствах и теперь реализованного для трекпада MacBook Air, кнопки уже не понадобятся: помимо «клика», с помощью жестов можно поворачивать, увеличивать и уменьшать изображения, переключаться между программами и т.п. Этот же интерфейс станет доступным пользователям других устройств ввода — Magic Trackpad, Magic Mouse — и пользователям ноутбуков с поддержкой мультитач в следующей версии OS X.

 

В версии OS X, получившей название Lion, которая выйдет, как пообещал глава Apple, летом 2011 года, появится несколько новшеств, отчасти также пришедших из мобильных технологий. Собственно, Джобс и не скрывал, что главные новинки пришли именно из операционной системы iOS для мобильных устройств. Одна такая новинка — магазин программ Mac App Store — появится даже до выпуска Lion. Магазин будет работать примерно так же, как App Store в iPhone, iPod и iPad, — те же централизованная дистрибьюция, оповещение об обновлениях, перенос приложений между устройствами. И делиться с производителями программ Apple собирается так же, как с разработчиками программ для мобильников, отдавая им 70% от выручки.

 

Другая новинка — Launchpad — это полный аналог Home Screen из iOS. Запустив Launchpad, пользователь получает быстрый доступ ко всем имеющимся у него программам. При этом пользователь волен сам наводить там порядок, перетаскивая иконки программ между экранами или организуя их по папкам. Внешний вид программ, кстати, тоже претерпит изменения. Apple наконец-то вводит быстрое переключение в полноэкранный режим для тех программ, разработчики которых предусмотрят это заранее.

 

И напоследок ещё один шаг в сторону обогащения ПК мобильными технологиями — опробовав программу для видеосвязи FaceTime на пользователях iPhone 4, Apple выпустила FaceTime для «Мака». Так что теперь фирменная эппловская видеосвязь доступна не только счастливым обладателям последней модели iPhone, но и обычным макинтошникам. Если Apple сделает FaceTime ещё и для Windows, что было бы логично, учитывая, что iPhone пользуются не только поклонники ПК от Apple, то можно будет говорить о том, что компания Джобса имеет серьёзные виды на перспективный рынок интернет-видеотелефонии, до сих пор занятый только Skype, Google и разработчиками программ для корпоративной видеосвязи. Apple даже не понадобится совершать особых усилий по привлечению пользователей — десятки миллионов их уже носят её устройства в своих карманах.

 

Если так пойдёт и дальше, то призывать «мыслить иначе» — таким был рекламный слоган Apple, направленный против «империи Билла Гейтса», 13 лет назад — придётся уже Microsoft. Гейтс, правда, уже на пенсии.

 

Владимир Харитонов, Частный корреспондент

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Почти незаметная революция. Apple отказывается от DVD, Flash и кнопочной мыши