Почему крупные компании не торгуют компьютерным сервисом в розницу. Сосредоточившись в основном на обслуживании крупных промышленных и финансовых предприятий, производители и продавцы компьютеров отдали рынок IT-услуг в руки частников. Спрос населения великаны рынка заметили только сейчас.
Вызвать на дом компьютерщика из малоизвестной фирмы киевлянку Екатерину Ищенко вынудил собственный интернет-провайдер. «Воля» отключила доступ к интернету за спам-вирусы, не предложив своим абонентам никакой помощи. «Самой мне этим заниматься не хочется, у знакомых специалистов не находится времени, а везти компьютер в сервисный центр – это тратить деньги на такси да еще ждать придется несколько дней», – сетует она. Поэтому Екатерина обратилась за помощью по одному из многочисленных объявлений в интернете.
Мелкие процветают…
24-летний Артем Клыпа, приехавший на встречу с корреспондентами «24» на новенькой Mazda 6, доказывает, что люди готовы платить за IT-услуги. Он уже полтора года руководит собственной небольшой компанией Dopomoga.net, предоставляющей скорую компьютерную помощь, и развитием бизнеса доволен.
О доходах от скорой компьютерной помощи Клыпа умалчивает, но уверяет, что бизнес прибыльный. По его словам, специалисты, выезжающие на дом, зарабатывают $500–700 в месяц. Компании они приносят столько же. И недостатка в желающих поработать на его компанию нет. «В основном это сисадмины, которым сидячая, монотонная работа в офисах на ставку надоела. А тут они сами устанавливают себе нормы заработка», – говорит молодой предприниматель.
Таких компаний в Киеве около десятка, и работы у них хватает. Большие компании – производители и продавцы ПК – не могут и не хотят предоставлять быстрые и недорогие услуги своим клиентам.
Кроме мелких компаний есть еще и технари-одиночки, многие из которых даже не зарегистрированы. Поэтому их доходы и объем рынка никому неизвестен, признают эксперты. Зато именно они держат первенство в обслуживании ПК. Подпольный сервис в настоящее время практически «рулит» всю отрасль таких услуг, поскольку на рынке Украины сейчас серьезный дефицит компаний, специализирующихся на обслуживании ПК», – говорит Юлия Мищенюк, маркетинг-менеджер компании K-Trade.
С ней соглашается и директор розничной сети компании DiaWest Юрий Приходько, признающий, что такие фирмы работают более эффективно, чем большие компании. «У них меньше организационных затрат. Если в таком ЧП один-два человека, то орграсходов мало: телефон, голова да кой-какие инструменты», – объясняет он.
Невыгодные потребители
«В Украине всего лишь 8% (IT-рынка) – это услуги. Такие показатели говорят о том, что наш рынок еще не развит, он ориентирован на продажу оборудования, но именно сегмент IT-услуг и ПО таит в себе огромный потенциал», – утверждает региональный менеджер исследовательской компании IDC Владимир Поздняков.
По данным его компании, в прошлом году рынок IT-услуг вырос на 26,4% до $251,2 млн. Однако о розничном сегменте речь пока не идет: как считают исследователи, главным потребителем IT-услуг являются промышленные предприятия, финансовый и телекоммуникационный секторы. По словам Мищенюк, доходы K-Trade от розничного сервиса составляют всего несколько процентов. Обслуживание мелких клиентов слишком неприбыльный бизнес.
Впрочем, в ближайшие два-три года ситуация будет меняться, уверены в IDC. По данным исследовательской компании GfK, сейчас почти 16% украинских домохозяйств имеют как минимум один компьютер. А по оценкам аналитиков количество компьютеров в Украине будет расти с рекордной скоростью – до 19% в год. Конечно, будет расти и спрос на их обслуживание.
Большие компании уже сейчас начинают задумываться о создании собственного розничного IT-сервиса. «Спрос будет расти. Соответственно, компаниям станет выгодно вкладывать деньги в специалистов и развивать этот бизнес», – рассуждает заместитель директора производства по гарантийному обслуживанию компании МКС Юрий Хроменков.
В его компании, как и в K-Trade, уже разрабатывают маркетинговые программы и концепции освоения рынка. Компания АМИ также обещает, что в ее новой розничной сети «Клік» будут предоставляться услуги владельцам личных ПК. Но основными клиентами там видят все же представителей малого бизнеса. Розничных потребителей АМИ также хочет обслуживать, говорит генеральный директор компании Михаил Брейман, но, по его словам, пока не ясно, как именно. «Непонятно – один инженер понадобится в магазине или их надо пятнадцать на радиус в один километр от торговой точки», – рассуждает он.
Мелкий предприниматель Клыпа уверен: крупные компании пока неспособны заниматься обслуживанием ПК из-за непонимания специфики такой деятельности. «Одна большая компания уже пыталась предоставлять такие услуги, но выбрала неправильный подход. Например, дали каждому специалисту по автомобилю, а это значительно повысило себестоимость сервиса. И вскоре их розничные услуги заглохли...» – вспоминает он.
Поэтому украинским IT-гигантам нужно учиться у маленьких конкурентов. «Мы стремимся построить пусть не могучую на сегодня, но очень живую цепочку общения с клиентом – только так можно понять, что клиенту нужно, – объясняет руководитель компании «Навигатор» Георгий Чернявский. – Попробуйте предугадать, что нужно маленькому ребенку, когда он кричит – у него болят зубы, живот... – Надо очень чутко все изучить сначала».
Прямая речь
Артем Клыпа, руководитель компании Dopomoga.net, об опасности работы технарей-одиночек, оказывающих сервисные услуги:
Они в основном размещают свои объявления в интернете или в том же метро. Но это рискованно – правоохранители периодически вызванивают их, а затем штрафуют за то же отсутствие лицензии или установку пиратского ПО.
Виталий Жданов, «Газета 24»