Ещё несколько лет назад сотовые операторы не воспринимали интернет-телефонию всерьёз, да и пользователи к этому виду связи не проявляли особого интереса. Сегодня звонки через интернет меняют быт и бизнес. Дискуссии, которые породила новость о возможном запрете популярного сервиса для голосового общения Skype, как ни странно, наглядно продемонстрировали сомневающимся нарастающую популярность альтернатив как сотовой связи, так и обычной «городской». Даже заседающие в Российском союзе промышленников и предпринимателей согласились с тем, что «IP-телефония по факту существует». А раз существует, значит и операторам, и пользователям надо начинать дружить с этой технологией, а не воевать.
История IP-телефонии началась много лет назад, когда стало понятно, что интернет — удобный транспорт для данных. В данном контексте мы обсуждаем голос, но через интернет не менее эффективно можно передавать видео, смотреть телевизор или делать что-нибудь ещё. Пользователь обычно платит за объём переданной информации, пользователям крупных городов повезло больше: интернет там обычно безлимитный и ограничена лишь скорость. Какая информация передается через интернет, в общем-то, никого не волновало до последнего времени, когда передача голоса (которая между двумя компьютерами бесплатна) начала мешать тем, кто на этом зарабатывает большие деньги, то есть, операторам связи.
С развитием компьютеров и интернета преимущества IP-телефонии перед традиционными способами связи стали более очевидны. Если раньше АТС было зданием с набором сложного оборудования, кучей проводов и живых телефонистов, то сейчас для организации телефонной станции масштаба небольшого офиса достаточно обычного компьютера. И возможностей при этом будет даже больше. И втягивать в этот процесс телефонные компании совсем не обязательно. Другое, более очевидное для пользователей преимущество — это, конечно, стоимость звонков, которая чаще всего существенно ниже, чем предлагают сотовые операторы или те компании, которые обеспечивают ваши домашние международные и междугородние звонки.
В качестве примера: звонок в Европу с сотового телефона будет стоить 35 рублей за минуту, со стационарного телефона — около 20-ти. Звонок через Skype — 1–2 рубля (зависит от направления). Согласитесь, разница ощутима.
История Skype, самого популярного на сегодняшний день сервиса для голосового и видео-общения через интернет, началась в 2002 году, когда эстонские разработчики написали симпатичную программу для общения через интернет. Спустя три года количество пользователей Skype перевалило за 10 миллионов человек. И вот в 2009 году, пережив покупку аукционом eBay, с большим количеством новых функций, среди которых звонки на обычные телефоны, видеосвязь, возможность подключения телефонных номеров для входящих звонков или просто обмен короткими сообщениями, как в традиционном мессенджере, Skype ежедневно используют более 40 миллионов человек, которые ежемесячно наговаривают десятки миллионов минут.
Помимо достоинств самого процесса — голосового общения через интернет — свою популярность Skype получил благодаря очень простому, даже местами минималистичному интерфейсу и легкой настройке. А главное — Skype работает практически в любых условиях. Передача голоса часто требует специфических сетевых настроек, что во многих случаях делает конкурентов Skype неработоспособными. Сам же Skype легко справляется с любыми сетевыми преградами. Способы, с помощью которых Skype позволяет вам общаться, даже если от мира вас отделяет сложное оборудование, — know how разработчиков и большое конкурентное преимущество.
Skype, на который так набросились заседающие в РСПП, совместно с английским оператором Three продемонстрировал пример «красивой» дружбы между интернет-сервисом и традиционным оператором. Молодой 3G-оператор позволил пользователям Skype общаться между собой прямо с сотового телефона, используя свою сеть. Это позволило привлечь оператору в ряды своих клиентов большое количество молодежи — ведь именно они являются самим активными Skype-пользователями. А для Three это возможность не выпускать голосовой трафик за пределы своей сети.
К недостаткам Skype обычно относят закрытость протокола (впрочем, для некоторых это как раз преимущество: Skype проблематично прослушать) и централизованность сервиса. Если вопрос открытости протокола лежит скорее в контексте параноидальном, нежели в техническом (хоть это делает невозможным разработку программ или оборудования без согласования с владельцем), то централизация сервиса (всё сосредоточено в одних руках у одной компании), рано или поздно может сыграть злую шутку: если у Skype возникнут какие-нибудь технические проблемы, то без связи останутся все. А сейчас для многих Skype — это основной способ связи как в быту, так и бизнесе.
В качестве альтернативы Skype можно рассматривать протокол SIP, с помощью которого также можно обмениваться короткими сообщениями, разговаривать и передавать видеопоток. Свой сервер, поддерживающий проткол SIP, может установить любой, программного обеспечения, как платного, так и бесплатного — достаточно. Однако и тут все достоинства протокола SIP стали его недостатками: Skype — это готовый сервис, принадлежащий частной компании, которая его развивает и поддерживает. SIP — лишь стандарт, и сервисы, которые его поддерживают, в массе своей далеки от идеала и сложны в использовании.
Невидимая постороннему глазу битва Skype и SIP напоминает сражение ICQ и XMPP. Напомню, что ICQ — коммерческий мессенджер компании AOL, забытый во всем мире и популярный лишь на постсоветском пространстве. Успех ICQ сродни успеху Skype: компания Mirabilis (позднее купленная AOL) дала пользователям готовый сервис, а не конструктор, который предлагали сервисы, работающие через протокол XMPP. Теперь его используют множество сервисов, среди которых давно полюбившийся пользователям Google Talk или менее популярные решения, вроде мессенджера «Я.Онлайн» от компании «Яндекс».
Из тех, кто работает через протокол SIP, можно выделить Gizmo5, клиент которого визуально напоминает Skype. Там аналогичный функционал, возможность привязать входящий номер, звонить за рубеж по недорогим тарифам и бесплатно общаться с теми, кто тоже использует SIP-совместимые сервисы. Собственно, главная проблема подобных сервисов — клиентская часть. Большинство из них предлагают воспользоваться сторонними «софтфонами» (клиентами для общения) или использовать стационарные IP-телефоны. Если первые часто имеют сложный интерфейс и настройку, то вторые только недавно начали продаваться за разумные деньги.
Поскольку провайдеров IP-телефонии, поддерживающих протокол SIP, очень много, то и тарифов на связь столько же. Если постараться, то можно найти сервисы раза в два дешевле Skype. Что для многих способно сделать SIP ещё более привлекательным. Чтобы воспользоваться услугами SIP-провайдера, помимо регистрации на соответствующем сервисе (из российских стоит отметить PCTel, где звонок на большинство направлений, включая московские мобильные телефоны стоит 1 рубль, а из западных сервис — CallWithUs), надо скачать программу (например X-Lite) или купить телефон, поддерживающий этот протокол. Средняя стоимость подобного аппарата — 2–3 тысячи рублей. Впрочем, оно того стоит: качество звука заметно лучше, чем у программы, такой телефон легко заменит вам старый «городской» и никак не будет связан с вашим компьютером.
Положа руку на сердце, стоит признать, что сейчас, несмотря на растущую популярность, альтернативы Skype всё еще сложны в настройке и тяжелы для освоения обычным пользователем. Но мир не стоит на месте, поэтому регулярно появляются всё более дружественные сервисы и решения.
Не отстают и операторы, которые чувствуют угрозу своему бизнесу. Если в Европе попытки некоторых компаний запретить использование Skype в своей сети не увенчались успехом (пользователь вправе использовать интернет так, как ему вздумается), то российские операторы, помимо попыток правового регулирования IP-телефонии, пытаются конкурировать как тарифами, так и сервисами: «Мегафон» запустил серфис «Мультифон», позволяющий совершать звонки с компьютера как раз по протоколу SIP.
Интернет меняет многие бизнесы. Если раньше для того, чтобы издавать газету, требовалось платить типографии и службе распространения, то сейчас, благодаря развитию Сети, процесс производства СМИ поменялся, и существование изданий, не имеющих бумажных копий, — уже норма. Газетчики теряют деньги, но вынуждены считаться с прогрессом и пытаются зарабатывать на электронных версиях своих изданий.
Интернет-провайдеры, которые получают деньги от абонентов только за использование канала, пытаются создавать дополнительные сервисы, типа интернет-телевидения или той же интернет-телефонии, чтобы клиент не уходил к другим и приносил больше денег.
Война с прогрессом с помощью запретов заранее проиграна. Победит тот, кто сможет быстро перестроить свой бизнес. Смогут ли старые бизнесы выжить в этой войне — покажет время. Мы, пользователи, голосуем рублём, и нам всё равно, кто предоставляет сервис. Главное — чтобы он был удобный и, конечно, недорогой.