Провальное полугодие
Отечественный рынок «умных» телефонов рухнул, и с хорошим треском. По подсчетам группы SmartMarketing продажи в России «беспроводных информационных устройств» в I полугодии 2009 г. составили 676 000 экземпляров. Это почти вдвое хуже результатов первых шести месяцев прошлого года, когда те же аналитики рапортовали о 1,235 млн проданных смартфонов и коммуникаторов. Провал серьезный: наша сотовая розница не сумела даже достичь результатов 2007 г., в первой половине которого было реализовано 990 000 «умных» аппаратов.
Дела тем более печальны, что российский тренд пролегает поперек мирового. Аналитики Gartner в начале августа сообщили о росте глобального рынка «умных телефонов» на 26%. В SmartMarketing замечают, что помимо очевидного сокращения платежеспособного спроса обвалу продаж способствовал передел отечественной сотовой розницы, которая, будучи национальным феноменом, на мировой рынок влияния не оказывала.
Несгибаемая NOKIA
На фоне общего кризиса в российском сотовом ритейле ни один производитель не сумел увеличить продажи. Зато два из них смогли нарастить рыночную долю. Аппараты Nokia теперь занимают 75% общего рынка «смартфонов» и «коммуникаторов» (против 64% в I полугодии 2008 г.) В абсолютном же выражении, как было замечено выше, их продажи рухнули с 1,785 млн до 511 000.
Деление на «смартфоны» и «коммуникаторы», введенное отечественными аналитиками, несколько искусственно, но объяснимо. Если не дробить рынок на эти два сегмента, то на фоне абсолютно доминирующего бренда Nokia разглядеть остальных игроков было бы затруднительно. Выделяя в отдельную категорию «коммуникаторов» смартфоны, оснащенные QWERTY-клавиатурой либо сенсорным экраном, аналитики достигают результата, щадящего самолюбие их производителей и дистрибьюторов.
Все прочие «умные» телефоны по отечественной традиции принято называть просто «смартфонами». Работают они за редким исключением под управлением ОС Symbian и представлены брендом Nokia. Увеличение их рыночной доли при одновременном падении продаж также противоречит мировому тренду: Gartner сообщает, что на глобальном рынке было продано 18,4 млн смартфонов Nokia, что несколько лучше, чем год назад, однако при этом их доля сократилась на 2,5 процентного пункта, до 45%.
Любовь навсегда
Главным героем продаж в I полугодии стал iPhone, разошедшийся по России тиражом порядка 44 600 экземпляров. Выдающийся результат, впрочем, все же не дотянувший до прошлогоднего. В I полугодии 2008 г., когда все поставки iPhone обеспечивались «серыми» трейдерами, по стране было продано около 81 000 штук. Сейчас же продажи «айфонов» близки к уровню 2007 г. (тогда за весь год в Россию было поставлено около 100 000 контрафактных аппаратов).
В SmartMarketing склонны объяснять успех iPhone действиями операторов и розничных сетей, активно пытавшихся распродать складские запасы iPhone 3G. Однако можно вспомнить, что массовые внутриоператорские распродажи iPhone персоналу начались только в конце июня, и вряд ли могли сказаться на статистике. Видимо, все дело в любви потребителей.
Впрочем, iPhone – не единственный герой сезона. Немногим меньше интереса вызывает новинка, появившаяся в продаже в самом конце I полугодия, а потому не нашедшая отражения в статистике SmartMarketing. Не зря телефонам, построенным на новой платформе Google Android, еще во время их всемирного анонса предрекали роль наиболее вероятных «убийц iPhone».
Идущий путём IPHONE
Российский старт Android HTC Hero получился скомканным. Оператор МТС, получивший эксклюзивное право на продажи в течение первых двух месяцев, получил множество покупательских нареканий за создание искусственного дефицита: первая партия (по словам источников в МТС – всего 3000 штук) была раскуплена по предзаказу и не дошла до прилавков. Сейчас в МТС называют спрос на Android «ажиотажным» и собираются исправить положение в течение ближайших дней дополнительным завозом.
Хотя Android’ам в России по популярности пока далеко даже до устройств на платформе Windows Mobile, чья рыночная доля неуклонно сокращается, аппараты на платформе Android предпочитают сравнивать именно с iPhone. Возможно, это сравнение правомерно. По отчетам Gartner, к августу 2009 г. доля Android на мировом рынке составляла около 2% (примерно 800 000 проданных аппаратов), что, безусловно, выглядело бледно на фоне iPhone с его 13%. Однако с начала продаж первого «гуглофона» HTC Dream не прошло и года. А телефон от Apple завершил первый рыночный год с близким с показателем в 2,8%. То есть, пока Android – в его русле.
В российском HTC уверены, что к концу года в России будет продано 60 000 телефонов на базе ОС Android. Помимо тайваньского вендора свои модели в этом году хотят вывести на рынок Samsung, Sony Ericsson, Motorola и LG. Если этот весьма оптимистичный прогноз оправдается, получится сенсация куда громче растущей доли iPhone в кризисную эпоху. Это будет означать, что во II полугодии платформа Android оккупирует почти 10% отечественного рынка коммуникаторов, а Россия утвердится в умении противоречить мировым трендам.
Влад Чучко, "Слон"