Третий по числу абонентов мобильный оператор "Астелит" (TM life:)) смог увеличить выручку за 2009 год в национальной валюте на 19,5%, до 2,74 млрд грн. Эксперты ожидают, что по итогам года компания будет единственной, улучшившей показатели доходности. Они связывают это с тем, что, в отличие от конкурентов, "Астелит" продолжает наращивать абонентскую базу, оставаясь бюджетным оператором.
В 2009 году "Астелит", третий по величине мобильный оператор в Украине, увеличил выручку на 19,5%, до 2,74 млрд грн, сообщается в распространенном вчера годовом отчете компании. Впрочем, из-за девальвации национальной валюты этот показатель в долларовом выражении снизился на 19,8%, до $350 млн, а EBITDA – на 37,7%, до $20,15 млн. Компания продолжила увеличение капитальных затрат – в прошлом году на 39%, до $216,445 млн. Среднемесячный доход с абонента (ARPU) снизился – на 30,6%, до $2,5, но среднее количество выговариваемых минут (MoU; публикуется впервые) возросло на 6,5%, до 158,7 минуты.
По словам CEO "Астелита" Тансу Еэна, его компания – единственная, чья выручка в гривневом выражении в 2009 году возросла. А поскольку падение выручки в долларовом выражении оказалось меньше падения рынка (на 37%), "Астелит" также увеличил рыночную долю в доходах – с 9,3% до 11,7%. Пока об итогах года объявили лишь в "Киевстаре" (выручка снизилась почти на 10%). В "МТС-Украина" и "Украинских радиосистемах" (УРС; TM Beeline) сообщить показатели до их публикации на бирже отказались.
Основная причина улучшения показателей компании – рост ее абонентской базы на фоне сокращения у других операторов. За год она увеличилась на 8,9%, до 12,2 млн абонентов, а число активных абонентов (пользуются услугой в последние три месяца) – на 9,9%, до 7,8 млн. В то же время отток абонентов "Киевстара", по данным iKS-Consulting, составил 1,5 млн, "МТС-Украина" – 550 тыс., УРС – 23 тыс. абонентов.
"Астелит" продолжает наращивать абонентскую базу благодаря самым низким тарифам на рынке, объясняет вице-президент инвестиционно-банковского подразделения Dragon Capital Максим Нефьодов: "'Киевстар' в 2009 году, напротив, работал над повышением доходности даже ценой потери доли в абонентах. Поэтому у 'Астелита' остается самый низкий ARPU (для сравнения, у 'Киевстара' этот показатель колебался в течение года от 39 грн до 43 грн.–Ъ) на рынке при одном из самых высоких показателей MoU (от 154 до 214 минут.–Ъ)".
"Астелит" также значительно сократил чистый убыток – на 65,8%, до $111,8 млн. А в отдельные кварталы года операционная деятельность "Астелита" выходила в ноль, говорит господин Нефьодов. По словам заместителя директора GfK Ukraine Глеба Вышлинского, добиться этого удалось, в частности, благодаря увеличению обязательных платежей (сумма, на которую абонент должен пополнить счет в течение месяца) – с 31 июня с 25 грн до 35 грн. Он отмечает, что в IV квартале доля абонентов, тратящих меньше 30 грн в месяц, сократилась до 16% (в IV квартале 2008 года – 42%), а 30-35 грн – выросла с 12% до 53%.
В 2009 году чистая прибыль крупнейшего мобильного оператора страны – "Киевстар" – составила 3,86 млрд грн, что на 30,5% меньше, чем годом ранее, говорится в объявлении компании о проведении 25 марта годового собрания акционеров. Нераспределенная прибыль "Киевстара" по итогам прошлого года сократилась на 22,4%, до 8,89 млрд грн. Текущие обязательства оператора за год снизились в 4,8 раз, до 1,24 млрд грн, а дебиторская задолженность выросла в 1,9 раза – до 1 млрд 561,8 млн грн. Основные средства компании сократились на 1,9% – до 5,74 млрд грн, персонал – на 3,8%, до 3,68 тыс. человек.