На Неделе российского интернета, проходящей в Москве в Экспоцентре, ведущие исследовательские компании представили свежие данные о ситуации в Рунете. За год его «население» значительно выросло, но почти весь рост теперь происходит за счёт российских регионов. И за счёт мобильного интернета. Но главная надежда, как всегда, конечно, дети.
Очень удобно, когда в одном месте собирается много социологов и обсуждают одну тему. Цифры у них непременно разнятся, причём не на доли процентов, а на миллионы пользователей. Припоминать старую шутку про статистику и ложь и ругать социологов за ошибки не стоит. Такова специфика науки: используемые в разных исследованиях методики тоже разные — кто-то проводит опросы, выбирая людей начиная с 12-летнего возраста, кто-то — с 18 лет; одна исследовательская группа добирается до дальних сёл, другая ограничивается городами с населением более 100 тыс. человек. Но сравнение результатов уже даёт более или менее адекватное представление о том, что происходит.
А происходит рост. Данные социологов сходятся на том, что число активных (то есть выходящих в Сеть не реже раза в месяц) пользователей интернета в России к 2010 году достигло 40—44 миллионов. Среди них около 29 млн, по данным Фонда общественного мнения, составляют сверхактивные пользователи, которые практически ежедневно «живут» в Сети. Таким образом, за год аудитория Рунета выросла примерно на треть. Это как раз тот прогноз роста, который министр связи Игорь Щёголев озвучивал в 2009 году.
Доля пользователей Сети в Москве и Петербурге практически не изменилась, увеличившись с 61 до 64% взрослого населения. Проникновение интернета идёт теперь за счёт продолжающегося распространения широкополосной связи в городах-миллионниках (56% взрослого населения) и менее крупных населённых пунктах. Интернетом пользуются и в сельской местности — 23% жителей деревень и сёл хотя бы раз месяц выходят в Сеть. Верится с трудом, но таковы данные ФОМ.
За последние годы радикально изменился способ подключения к Сети. Постепенно уходит в прошлое dial-up. По данным TNS, его используют всего 10% пользователей. Почти две трети (63%) рунетчиков могут позволить себе радости широкополосного доступа. И всё большую популярность набирает беспроводное подключение — модемы для сетей 3G и WiMAX используют 18% пользователей. Примечательно, что доля технологически более продвинутого беспроводного доступа в Москве и Петербурге ниже — около 14%, что объясняется повсеместным распространением ШПД.
На общем мировом фоне про числу пользователей интернета Россия если и не впереди планеты всей, но находится на вполне достойном пятом месте — по данным международной исследовательской компании comScore. Впереди неё только Китай, США, Япония и Германия. При этом по общему интернет-трафику на Рунет приходится 4% и он растёт: за последний год он вырос на 20%.
Большая часть этого трафика, правда, по преимуществу внутренняя. Российские пользователи Сети предпочитают просиживать в буквальном смысле слова часами (!) «Вконтакте» (на каждого пользователя приходится примерно полчаса ежедневного пользования этой социальной сетью), а не в Facebook и пользоваться «Яндексом», а не Google. Кажется, единственный зарубежный сервис, который более популярен, чем аналогичный российский, — это видеохостинг YouTube.
Из-за границы российские ресурсы тоже не слишком интересны. Пожалуй, исключение составляют всё тот же «Вконтакте» (видимо, из-за обширных запасов аудио- и видеоконтента) и «Яндекс», который, по данным comScore, за последний год показал потрясающий рост мирового трафика в сравнении с другими популярными поисковыми системами — 77% (например, Google — 17%).
Как будет развиваться Рунет дальше? Социологи в целом единодушны: рост Рунета будет продолжаться. Рынок ещё далеко не насыщен. До проникновения интернета на уровне 79%, как в США, ещё есть куда расти. Но рост этот будет происходить и дальше за счёт регионов и малых городов. Кроме того, может измениться и основной способ подключения к Сети. Популярность доступа в Сеть с мобильных устройств растёт очень быстро. По данным TNS, за два последних года она выросла на 42%. Примечательно, что существенная, хотя и не основная доля мобильного интернет-трафика в России, по данным международной исследовательской компании Gemius, приходится на два устройства фирмы Apple — iPhone и iPad, с которых выходят в Сеть по 7,8% мобильных интернет-пользователей.
Впрочем, самые популярные для этого устройства в России продаёт Nokia. И всячески старается сохранить это своё преимущество, привлекая функциями, которые оказались востребованы пользователями других мобильных платформ. Речь идёт, в частности, об онлайновом магазине программ для смартфонов Ovi, аналогичном App Store (Apple) и Android Market. Программ там, конечно, ещё не слишком много, но благодаря сервису AppWizard несложную программу для Ovi может создать, к примеру, практически любой блогер. Вы просто «скармливаете» сервису RSS-ленту своего сайта, добавляете графические элементы — и вуаля, ваша программа в Ovi. Как сказал в интервью «Частному корреспонденту» Алексей Кокин, менеджер по работе с разработчиками, новый сервис «позволяет сделать то, что люди давно хотят, — попасть со своим контентом на мобильный телефон». При этом засорения магазина «мусорными» программами, которых много и в аналогичных магазинах мобильных программ, Nokia не боится: ваша программа станет популярной, только если вы сами её отрекламируете. То есть блогеры удовлетворят самолюбие, а Ovi сможет отчитаться о росте количества программ в магазине.
Будущее Рунета, однако, связано не с тем или иным устройством или технологией. Будущее подрастает на наших глазах, учится жать на кнопки клавиатуры, посылать эсэмэски, регистрироваться «Вконтакте». Это будущее уже сидит почти ежедневно в Сети. Ему, этому будущему, 12—17 лет. Данных о характере использования интернета тинейджерами не очень много, но те, что есть, специально к Неделе российского интернета собрал Дмитрий Чистов, главный редактор журнала «Интернет в цифрах». Что же это за пользователи? У всех у них практически поголовно (96%) есть мобильные телефоны, они самые активные пользователи Сети (92%). Они активно качают из Сети музыку и фильмы. Причём даже более активно, чем их сверстники в Европе: музыку скачивают 66% российских тинейджеров (35% молодых европейцев), фильмы — 45% (26% в Европе).
Уже сейчас именно подростки определяют отношения с высокими технологиями (и с интернетом, в частности) своих родителей: 92% родителей советуются со своими детьми по поводу подключения к интернету, 85% — выбирая компьютер для покупки, 70% — выбирая телефон. Выбирая для себя, а не для детей — в этих случаях, видимо, выбор вообще остаётся за подростками. Этот выбор они уже совсем скоро станут делать как полноправные граждане и жители Рунета.
Владимир Харитонов, Частный корреспондент