Поднимать тарифы на газ дважды в год, разрешить НБУ ограничивать валютные операции, ввести налог на люксовые авто — это только малая толика рекомендаций МВФ по итогам ноябрьского визита его миссии в Украину.
За последний год держатели еврооблигаций Украины и ее компаний привыкли к постоянным скачкам их котировок из-за военных действий, падения экономики и невнятных перспектив обслуживания этих долгов. Но, кажется, новость о том, что Украине срочно нужно 15 млрд долл. дополнительного финансирования от МВФ, все же застала их врасплох. После публикации этой новости в Financial Times доходность украинских суверенных долларовых бондов с погашением в 2015 г. выросла с 34 до 50%.
Дополнительная помощь действительно нужна, но не так уж срочно, утверждают в Минфине. Украина выбрала лишь 30% действующей кредитной программы фонда. "Когда выберем 100% по действующей программе, никто не запрещает нам начать с фондом новую", — рассказывала ZN.UA директор департамента долговой и международной финансовой политики Минфина Галина Пахачук.
Как бы там ни было, 11 декабря официальный представитель МВФ Уильям Мюррей обратился к международному сообществу с призывом оказать Украине дополнительную финансовую помощь. Но даже предоставление предусмотренных программой следующих двух траншей (третий и четвертый должны быть объединены) пока под вопросом. Сейчас в украинской столице находится очередная миссия МВФ. Часть ее работы уже была сделана раньше. Еще до формирования нынешнего правительства, с 11 по 25 ноября, в Киеве работала команда фонда, которая оценила результаты работы правительства и озвучила ряд советов к дальнейшей работе.
Эти результаты неутешительны. В силу объективных причин, долгого формирования новой коалиции и банального нежелания выполнять взятые ранее обязательства Украина провалила выполнение многих структурных маяков. Теперь наверстывать упущенное придется с удвоенным рвением и скоростью. ZN.UA смогло ознакомиться с выводами ноябрьского визита миссии МВФ, проанализировав ее основные вердикты и замечания к выполнению меморандума Нацбанком и правительством Украины.
План остался планом
Как и во время летнего пребывания миссии, в ходе ноябрьского визита в Киев сотрудники МВФ были вынуждены констатировать: их прогнозы относительно развития ситуации в Украине вновь оказались излишне оптимистичными.
Во-первых, сильнее, чем прогнозировалось, упала гривня. В результате ускорилась и инфляция — вместо ожидаемых 19,5% она, по прогнозам фонда, теперь составит 24% до конца текущего года и 12,5% — в 2015-м.
Во-вторых, из-за сильного снижения экспорта большим, чем ожидалось, оказался дефицит текущего счета. По итогам 2014-го он увеличится до 5,3 против 2,5%, прогнозировавшихся во время прошлого пересмотра программы. Финансовый счет платежного баланса также оказался в худшем положении из-за падения прямых иностранных инвестиций, погашения газовой задолженности и снижения темпов пролонгации корпоративного и банковского долга.
В-третьих, как следствие этих процессов и масштабных интервенций на межбанковском рынке, хуже прогнозов дела и с объемом международных резервов. Теперь целевой показатель чистых международных резервов, который закладывался при прошлом пересмотре программы, оказался вне зоны досягаемости.
Наконец, из-за девальвации, роста объемов импорта газа и сокращения доходов от его транзита сильнее, чем ожидалось, в очередной раз вырос дефицит НАК "Нафтогаз Украины" (подробнее об этом — ниже).
Как итог, Украина опять не смогла выполнить целый ряд структурных маяков (то есть условий, которые Киев должен был выполнить к нынешнему визиту миссии) в этих сферах.
Правда, есть и плюсы. За первые три квартала 2014 г. ВВП сократился в годовом измерении на 3,8% меньше, чем ожидалось. Причина в том, что частное потребление сокращалось не быстро, а постепенно. Но с августа ухудшение в экономике начало ускоряться, отражая эскалацию военного конфликта на Донбассе. Теперь МВФ ожидает падения экономики на 7,5% в текущем году и на 4,3% — в следующем. Перелом тренда и начало его восстановления эксперты прогнозируют уже в первой половине 2015-го.
Кроме того, Украина по состоянию на ноябрь вроде бы справлялась с задачей удержать дефицит сектора общегосударственного управления в положенных рамках. Причем сделала это, как отметили в МВФ, со значительной маржой. Доходы бюджета держались плановых показателей, а их недобор из-за военных действий на Востоке был компенсирован мерами экономии, внедренными в июле, девальвацией и более высокой, чем прогнозировалось, инфляцией.
Правда, считают в фонде, с учетом растущей задолженности по соцвыплатам и зарплатам (за счет получателей на Востоке) и расходов на военные нужды существует риск, что к концу текущего года дефицит украинской госказны все же не уложится в плановые показатели. В бюджете-2015 и фонд, и правительство планируют заложить дефицит в размере 3,9% ВВП; общий показатель доходов сохранится на уровне 42,3% ВВП, а расходы — на уровне 46,2% ВВП, для чего нужно будет внедрить жесткую дисциплину в расходной части основной государственной сметы.
Правильным курсом
Политика Национального банка в вопросах валютного регулирования в последние месяцы вызывает сильные нарекания у украинского населения и экспертов. С начала октября по 12 декабря курс доллара на межбанке вновь повысился на 21%. Но в фонде придерживаются мнения, что шаги НБУ в этой сфере — и, прежде всего, гибкий обменный курс — все же правильны. А потому МВФ предлагает по-прежнему продолжать проводить аукционы по продаже иностранной валюты в небольших количествах, чтобы упростить определение рыночного курса валют. При этом Нацбанк должен избегать частых изменений правил проведения этих аукционов.
Чтобы снизить давление на резервы, НБУ должен ограничить продажу валюты правительству и "Нафтогазу" и иметь план действий на случай "чрезвычайной ситуации" на валютном рынке. Этот план должен предусматривать возможность дополнительных ограничений на валютные операции, если ситуация на валютном рынке вновь начнет выходить из-под контроля (хотя количественных критериев этого "выхода" в фонде не дают).
Еще одна проблема, на которой акцентируют эксперты фонда, — неточность в оценках внешнего долга корпоративного сектора и банков, из-за чего их плановые и фактические погашения (а значит, и ситуация с платежным балансом) в 2014 г. сильно разнились. Чтобы избежать повторения ситуации в будущем, в МВФ предлагают Нацбанку начать тщательную оценку внешней задолженности: ее сроков, концентрации в зависимости от типа заемщика и кредитора, и т.д. Ознакомить экспертов фонда с этой оценкой Нацбак должен уже до конца января 2015-го.
Кроме того, в МВФ советуют Национальному банку:
— продолжать удерживать эффективную учетную ставку положительной в реальном исчислении с горизонтом 12 месяцев вперед;
— разрабатывать и использовать собственный прогноз инфляции;
— разработать изменения в закон о Нацбанке, которые усилят персональную независимость членов совета Нацбанка и усилят ее наблюдательный мандат, а правление НБУ преобразуют в исполнительный комитет регулятора;
— фонд приветствует очищение банковского сектора путем вывода Национальным банком с рынка проблемных учреждений. Быстрая выплата Фондом гарантирования вкладов физлиц застрахованных депозитов должна повысить уровень доверия к ФГВФЛ и снизить отток депозитов из банковской системы. Но плюс к этим шагам и проводимой политике по докапитализации банков НБУ должен сформировать реестр кредитных рисков для финучреждений и закрыть все возможности связанным лицам обходить кредитные лимиты банков. Для этого регулятор должен создать специализированную группу, которая будет определять и постоянно отслеживать основные экономические группы, связанные с банками, и их кредитные риски, а также внести соответствующие изменения в законодательство.
Корректировка налогов
МВФ одобряет многие из идей по реформированию налогово-бюджетной сферы, выдвинутых правительством. К примеру, недавно просочившийся в прессу план Минфина по сокращению ряда социальных расходов и льгот учитывает многие из рекомендаций его крупнейшего кредитора. Но есть у фонда и много пожеланий/замечаний к реформаторскому рвению Кабмина.
К примеру, МВФ поддерживает предложения правительства по сокращению числа налогов, снижению ставки единого социального взноса. Но считает, что в случае снижения ЕСВ с 40 до 15% потери бюджета будут слишком большими, а потому предлагает ограничиться снижением до 25%.
К тому же финансировать неизбежные бюджетные потери в результате этого сокращения правительство хочет за счет "временных разбалансирующих скачков" ставки налога на доходы физических лиц и налогообложения добывающего сектора, считают в фонде. И предлагают снизить размер рентных платежей на добычу газа, вернув их к уровню июля 2014 г. По мнению миссии, после июльского повышения этой ренты они оказались значительно выше, чем принято по международным стандартам, и тормозят инвестиции в эту отрасль.
А чтобы компенсировать потери от снижения ставки ЕСВ, Кабмин мог бы заменить "военный" сбор в размере 1,5% с дохода физических лиц на прогрессивную трехуровневую структуру НДФЛ (15–20–25%). Это позволит сгенерировать достаточно доходов.
Вторая проблема в сфере налогов — то, что Киев не хочет выполнять взятое на себя обязательство реформировать льготное налогообложение НДС аграрного сектора (что было структурным маяком с исполнением к концу сентября), а вместо снижения налога на валютные операции хочет повысить его. Эксперты настаивают, что крупных сельхозпроизводителей нужно перевести на общий режим налогообложения. Ведь в то время как на сельское хозяйство приходится 10% украинского ВВП, налоговые поступления с него обеспечивают лишь 1% доходов бюджета, или 0,4% ВВП.
Помимо вышесказанного, в налоговой сфере МВФ предлагает:
— отказаться от идеи прогрессивной шкалы налогообложения пассивных доходов и установить единую ставку на такие доходы в размере 15%. Единая ставка упростит его администрирование и ограничит отток капитала;
— ввести ежегодный налог на автомобили класса люкс, что поможет взимать налоги с незадекларированных доходов;
— до января 2015 г. Кабмин должен разработать стратегию и план внедрения в жизнь усиленной дисциплины уплаты налогов для крупных налогоплательщиков и лиц с высокими доходами;
— пересмотреть критерии для автоматического возмещения НДС, в том числе правило, которое дает такое право, исходя из уровня средней зарплаты на предприятии;
— до марта 2015 г. разработать новую модель управления Государственной фискальной службы с тем, чтобы она четко подчинялась Министерству финансов, количество налоговых инспекторов было сокращено, а решения службы были независимы от политического вмешательства. Начать работу новый орган после реформы должен с 1 января 2017 г.
Газ в обмен на деньги
Не менее важная тема — дефицит НАК "Нафтогаз Украины". Из-за девальвации, роста объемов импорта газа и сокращения доходов от его транзита сильнее, чем ожидалось, в очередной раз вырос дефицит газовой монополии. Теперь его прогнозный уровень на конец 2014-го — 5,7% ВВП (против 4,3%, прогнозировавшихся при первом пересмотре программы).
Ожидаемый дефицит в 2015 г. — 3,2% ВВП. Причем с учетом ситуации в экономике фонд не исключает, что субсидии на энергоносители в 2015-м не сократятся, а вновь вырастут.
Чтобы помочь сократить дефицит монополии, в МВФ предлагают ряд шагов. Во-первых, обеспечить право "Нафтогаза" быстро взимать долги со своих должников (в том числе право налагать арест на банковские счета). Во-вторых, отменить недавно введенные изменения в методологию выставления счетов предприятиям ТЭК. И самый главный из них — перенос сроков повышения цен на газ для населения (и, как следствие, повышение цен на отопление) на 40%. Вместо мая 2015 г. оно должно состояться уже в январе и затем еще раз в июле. Тарифы для промышленных потребителей должны корректироваться ежемесячно.
Кроме того, фонд рекомендует Украине отменить постановление КМУ №596, обязывающее предприятия частного сектора до февраля 2015 г. покупать газ исключительно у "Нафтогаза". Дополнительные поступления от этого в бюджет будут скромными, ожидают в МВФ. Зато оно посылает негативный сигнал потенциальным инвесторам о бизнес-климате в Украине и защите их права собственности.
Прозрачней, эффективней, честнее
Четвертая сфера важных преобразований — борьба с коррупцией в Украине и эффективность государственного управления.
МВФ считает, что принятый в октябре закон о Национальном антикоррупционном Бюро (НАБУ) недостаточно хорош. "Изменения, внесенные в последнюю минуту (рассмотрения документа) в Верховной Раде, ослабили изначальную версию законопроекта", — считают в фонде. В итоге хоть формально Украина и выполнила этот структурный маяк, но в Вашингтоне его просто не засчитали.
Теперь, чтобы исправить эту недоработку, парламенту нужно будет вносить в закон о НАБУ целый ряд правок, которые позволят обеспечить источник постоянной и конкурентоспособной оплаты для сотрудников этого органа, усилят его возможности по проверке профессиональной благонадежности (к примеру, с точки зрения отсутствия криминального прошлого или потенциального конфликта интересов) и т.д. Сам новый орган должен заработать до конца апреля 2015-го.
Наконец, миссия МВФ призывает Киев создать базу для раскрытия информации об активах высокопоставленных лиц и заняться, наконец, судебной реформой. Уже до 1 февраля в ВР должен быть подан проект закона о судебном сборе, который должен повысить их долю в бюджете судебной системы, улучшить эффективность судебного процесса и сократить число апелляций.
Еще один структурный маяк, который "провалила" наша страна, — изменения законодательно-нормативной базы по дерегуляции, которые должны были быть приняты до конца октября 2014 г. Пакет соответствующих документов до сих пор находится на доработке в Минэкономразвития и торговли и не утвержден даже Кабинетом министров. Более того, ранее озвученные замечания МВФ и Всемирного банка к пакету учтены в нем не полностью.
Дарья Марчак, Зеркало недели