Сейчас в мире около 2,9 миллиарда интернет-пользователей, однако компании и правительства могут еще больше расширить свои рынки сбыта, если им удастся приобщить остальные 60% населения планеты к использованию интернета.
Чтобы помочь бизнесу и некоммерческим организациям получить представление о потенциале международного рынка цифровых технологий, закономерностях его развития и особенностях нынешних и будущих пользователей интернета, компания MasterCard совместно со школой Флетчера при университете Тафтса подготовили отчет о потенциале цифровой эволюции. Сингапур, Швеция и Гонконг занимают первые три места в списке стран, наиболее готовых удовлетворить потребности следующего миллиарда интернет-потребителей, благодаря их прогрессивным и одновременно стабильно растущим цифровым экономикам. Великобритания и Швейцария завершают первую пятерку, а США занимают шестое место среди 50-ти стран, включенных в исследование. При этом Китай, Малайзия и Таиланд вошли в первую тройку стран по уровню развития электронной коммерции благодаря массовому доступу к интернету и быстрым темпам роста населения, которое пользуется смартфонами.
«Способ, с помощью которого люди используют цифровые технологии, стремительно меняется – и мы должны быть внимательными, чтобы отследить новые возможности и сделать их значимыми для людей здесь и сейчас, – комментирует Энн Кэрнс, президент по международным рынкам MasterCard Worldwide. – Конечно, инновации неодинаково быстро приобретают популярность в разных уголках мира, но есть и общее – как мы используем сочетание онлайн и оффлайн возможностей, выстраиваем доверие между пользователем, сервисом и механизмом оплаты».
Исследование выявило четыре взаимосвязанных показателя: предложение, спрос, институции и инновации, которые определяют цифровую эволюцию каждой страны и могут выступать стратегическими пунктами оценки будущего роста. «Мы имеем мало той информации о цифровом прошлом и настоящем Запада, которая могла бы дать нам представление о ситуации в остальном мире, – считает руководитель группы исследователей Баскар Чакраворти, старший заместитель декана факультета международного бизнеса и финансов в школе Флетчера. – Скорость и направление развития стран зависит от взаимодействия этих четырех системных элементов. В практике западных стран эти четыре драйвера тесно связаны. На развивающихся рынках – то есть там, где сконцентрирован потенциал следующего миллиарда электронных потребителей – некоторые из этих факторов развиваются быстрее, чем другие; траектория развития является нелинейной, поэтому возможны такие неожиданности, как Alibaba в Китае, Flipkart в Индии, или M-PESA в Кении. Чтобы знать, где и в чем цифровая эволюция проявится в следующий раз, необходимо понимание институтов и инноваций в этих частях мира ».
В то время как развитые рынки занимают первые позиции по уровню развития электронной коммерции, при изучении темпов цифровой адаптации складывается иная картина. Чтобы понять решающие точки развития, отслеживать прогресс и определить сферы для совершенствования, в исследовании была проанализирована эволюция каждого рынка с 2008 по 2013 год. По результатам сравнительного исследования страны были разделены на четыре группы:
• Break Out. Сейчас имеют низкий уровень готовности, но стремительно развиваются. К ним относятся, например, Индия, Китай, Бразилия, Вьетнам и Филиппины. Если поддерживать темпы их эволюции, они построят сильную цифровую экономику. Однако достичь следующего этапа роста может оказаться для них сложной задачей.
• Stall Out. Учитывая динамичный рост в прошлом, эти страны (большинство стран Западной и Северной Европы, Австралия и Япония) уже достигли зрелости. Инновации и поиск рынков за пределами национальных границ имеет решающее значение для их дальнейшего развития.
• Stand Out. Эта группа стран, к которым относятся Сингапур, Гонконг и США, уже имеют и продолжают поддерживать высокий уровень цифровых операций, который опирается на развитую инфраструктуру и опытных потребителей. Чтобы оставаться на рынках Stand Out, таким странам необходимо и в дальнейшем внедрять инновации.
• Watch Out. Эти страны имеют определенные трудности, но с совокупным населением свыше 2,5 миллиардов человек они имеют огромный потенциал для инвестиций. К этой группе относятся Индонезия, Россия, Нигерия, Египет и Кения.