Использование мобильных технологий в розничном банковском секторе в своё время было объявлено потенциальной революцией, поскольку их применение позволяет клиентам банка управлять своими финансовыми делами, независимо от местонахождения. Однако через десять лет после появления первых мобильных банковских технологий, фактическое их использование остается скромным во многих странах, и эта отрасль «завалена мусором заброшенных проектов». Является ли мобильный банкинг сильно разрекламированной авантюрой или это на самом деле надежная банковская технология 21 века?
Мобильный банкинг является надежным каналом, но его использование в развитых рынках будет оставаться низкими
С чисто оперативной и технологической точки зрения мобильный банкинг является надежной технологией в 2009 году. Уже есть много разных технологических решений, одни простые, другие более сложные. Кроме того, повысился опыт пользователей. Но увы, успехи технологии не означают существенного увеличения решений заказчиков об их внедрении. Первые системы мобильного банкинга появились в 1999 году. Прошло десять лет, но их использование во многих регионах остается весьма слабым, даже в развитых рынках, где мобильные устройства стали почти повсеместными (Западная Европа и Северная Америка).
Есть, конечно, и исключения из этого правила. В некоторых азиатских странах, в частности, в технологически передовых странах - Японии и Южной Корее мобильный банкинг и оплата услуг процветали на протяжении последних десяти лет. Является ли это подтверждением подлинной зрелости технологии? Пока это остаётся под вопросом. Однако рост мобильного банкинга в Азиатском регионе должен рассматриваться как хорошая перспектива для этой технологии и в других регионах.
Итак, что же мешает внедрению мобильного банкинга в Европе и Северной Америке? Привлекательность мобильного банкинга просто пока не достаточна, чтобы повлиять на массовую миграцию клиентов банка от существующих каналов, таких как онлайн-банкинг (управление счётом через интернет). Если клиенты привыкли к механизмам самообслуживания с низкой стоимостью, то у банков нет особой мотивации продвигать другие технологии, в частности мобильный банкинг.
ИТ-расходы на мобильный банкинг увеличиваются, но этот канал не является наивысшим приоритетом
Несмотря на большие возможности для роста рынка, мобильные банковские услуги еще редкость в стратегиях развития большинства банков в Европе и Северной Америке. Наши последние исследования стратегий развития розничных банковских технологий показывают , что банки думают о внедрении услуг управления счётом с помощью мобильного телефона. Однако, мобильный банкинг не является наивысшим приоритетом для инвестиций в банковские технологии в 2009 году, и ИТ-руководители банков сосредоточены на поддержке развития других каналов (в первую очередь сети филиалов и онлайн-банкинга).
Финансовые учреждения в Европе и Северной Америке проявляют осторожность.
Памятуя о предыдущих фантастических прогнозах о миллиардах долларов доходов (которые оказались фантазиям, по крайней мере, до сих пор), и работающие в сложнейших условиях торговли за последнее десятилетие, банки на рынках развитых стран консервативны в отношении ожиданий доходов от мобильного банкинга. При таких обстоятельствах, и с точки зрения исторической перспективы данный подход представляется вполне разумным.
Наибольшие рыночные перспективы мобильного банкинга предполагаются в регионах с неразвитой банковской инфраструктурой
По оценке Консультативной группы по оказанию помощи бедным странам (CGAP), в 2009 году у более чем одного миллиарда человек во всем мире отсутствует не только собственный счёт в банке, но и собственное мобильное устройство. Именно поэтому в регионах с неразвитой банковской инфраструктурой наибольшие рыночные перспективы мобильного банкинга.
Внедрение мобильных банковских услуг уже было начато в развивающихся странах, и рост был непрерывным и очень быстрым ив нескольких случаях. Например, мобильная системы денежных переводов М-PESA ведущего кенийского мобильного оператора Safaricom привлекла более чем 5 миллионов пользователей за менее чем два года работы. М-PESA была разработана в сотрудничестве с Vodafone и получила премию Money Service Award на GSMA Global Mobile Awards Gala Dinner в Барселоне(Испания) в начале 2009 года. Воодушевленные успехом М-PESA, другие операторы также стремятся к запуску подобных услуг. Руандател планируется запуск мобильного банкинга и услуги по переводу денег в октябре 2009 года, став последней африканской компанией-оператором на огромной территории с неразвитой банковской инфраструктурой.
Граждане, не имеющие доступа к банковской инфраструктуре, есть также и в развитых странах и регионах. К ним относятся самые богатые страны мира, где мигранты работают зачастую «в тени». Эти работники часто не имеют банковские счета в стране временного пребывания, но они нуждаются в финансовых сервисах. Возможность отправить деньги обратно в страну их происхождения - как правило, к членам семьи - имеет для них особое значение.
В 2009 году Всемирный банк ожидает что объём всех денежных переводов в развивающиеся страны снизится с $ 305 млрд до $ 290 миллиардов как прямое следствие ухудшения мировой экономической конъюнктуры. При этом более низком уровне денежные переводы всё равно будут опережать в объёме и поток частного капитала (который, как ожидается, снизится осенью 2009 г. на 50%) и официальную помощь на развитие (около $ 100 млрд). Тем не менее, $ 290 млрд значительная сумма денег, и поставщики (агенты) услуг денежных переводов «стоят в очереди», чтобы получить существенные доходы от комиссий за транзакции.
Системы мобильного банкинга в будущем заменят традиционные системы денежных переводов
Предоставление услуг международных переводов средств традиционно было прерогативой таких фирм, как Western Union и MoneyGram. Эти организации работают по всему миру с использованием местных агентов. Western Union имеет их 375000 - и их географические и демографические достижения является более значительными, чем у любого отдельного розничного банка.
Однако в конкурентной среде и в период перемен доминирующие позиции на рынке Western Union и MoneyGram находится под прямой угрозой. Банки в Северной Америке хотят использовать услуги по переводу денег для привлечения средств клиентов вне банковской сферы (по данным Центра исследования инноваций в финансовых услугах в общем объеме это 40 млн домохозяйств). Кроме того, недавнее расширение ЕС (включая страны Центральной и Восточной Европы) привело к значительному увеличению числа трудовых мигрантов. В 2009 году банки, предлагая услуг по переводу, рассчитывают превратить эту категорию населения из внебанковской в банковскую и в дальнейшем предоставлять дополнительные финансовые услуги. Мобильные решения призваны сыграть важную роль в обеспечении международных переводов для трудовых мигрантов в развитых странах, и уже есть примеры услуг, запущенных специально для этого сегмента рынка (и по более низкой цене, чем Western Union или MoneyGram).
Розничные банки и поставщики технологий должны быть готовы к длительному сотрудничеству
Уже очевидно, что банки в Европе и Северной Америке, либо предоставляют услуг мобильного банкинга сегодня либо планируют сделать это в течение ближайших трех лет. Однако, это не просто вопрос реализации решения, основанного на одном из нескольких различных технологических подходов (таких как управление посредством SMS, мобильный браузер или специальное приложение Java), а затем просто сидеть и ждать больших денежных потоков.
Если банки в развитых страны хотят получить существенные регулярные поступления от своих клиентов через основной канал мобильного банкинга, то они должны быть готовы к длительному процессу и пройти четыре отдельные фазы развития:
• повышение осведомленности клиентов
• стимулирование подключения к услуге
• запуск платы за услуги
• обеспечение полноты услуг.
Темпы перехода от этапа будут различаться в каждом конкретном случае, и некоторые учреждения, несомненно, будут добиться большего прогресса, чем другие.
Сергей Горбачевский, перевод статьи Alex Kwiatkowski, аналитика по финансовым услугам и технологиям компании Ovum