В минувшую пятницу Верховная рада приняла в первом чтении законопроект, расширяющий доступ к особо важной публичной информации политического, экономического и общественного характера. Документ предусматривает защиту чиновников, которые, нарушая свои обязанности, разглашают факты неправомерного поведения и коррупционных действий высших должностных лиц. В парламенте сомневаются, что это положение, дополняющее нормы действующего законодательства, сохранится к моменту принятия закона.
Законопроектом #2763 "О доступе к публичной информации", который в пятницу Верховная рада приняла в первом чтении, предлагается считать публичной информацию, находящуюся в распоряжении субъектов властных полномочий, которая "свидетельствует об угрозе государственному суверенитету и территориальной целостности Украины, позволяет осуществлять обоснованный политический выбор, гарантирует осведомленность относительно событий и фактов, влияющих на состояние и характер жизни человека, обеспечивает реализацию конституционных прав и обязанностей".
Особое внимание в законопроекте уделено защите должностных лиц, которые, "нарушая свои обязанности относительно разглашения информации с ограниченным доступом, разоблачают факты неправомерного поведения, коррупционных действий, которые совершаются высшими должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления". Согласно документу, если такие лица "в своих действиях руководствуются добрыми намерениями и убеждены в том, что разглашение такой информации отвечает общественным интересам", они освобождаются от юридической ответственности.
Напомним, в соответствии с действующим законодательством от ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом может освободить суд, если установит, что эта информация является "общественно значимой". В противном случае информатор несет ответственность вплоть до уголовной. Например, разглашение государственной тайны карается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности.
Автор законопроекта, первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Андрей Шевченко (БЮТ) заявил Ъ, что законопроект "облегчит жизнь неравнодушным гражданам в доступе к информации". По его словам, "отдельная статья об информаторах предоставляет гарантии безопасности чиновникам, которые хотят сообщить о фактах коррупции или нарушений закона".
Бывший майор госохраны Николай Мельниченко приветствует такое нововведение. По его мнению, законопроект Андрея Шевченко "дополняет положение Уголовного кодекса, согласно которому нанесение вреда правоохраняемым интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, не является преступлением". "Законодатели должны пойти дальше и ввести норму об обязательной аудио- и видеозаписи всех действий и переговоров первых лиц государства",– предложил господин Мельниченко.
Председатель правления Международной лиги защиты прав граждан Украины Эдуард Багиров считает, что если чиновник, действуя из лучших побуждений, разглашает закрытую информацию, он не должен привлекаться к ответственности. "Меру общественной значимости информации не должен устанавливать суд, поскольку зачастую суды находятся в зависимости от высших органов власти",– отмечает господин Багиров.
С ним не согласна председатель комитета Верховной рады по вопросам свободы слова и информации Анна Герман (Партия регионов). "Где существует критерий 'добрых намерений'? Под это положение можно списать много сомнительных вещей",– сказала она, добавив, что законопроект требует серьезной доработки ко второму чтению.
В минувшую пятницу Верховная рада приняла в первом чтении разработанный Кабинетом министров законопроект о внесении изменений в закон "О государственной тайне". Как сообщали ранее в Кабмине, данные изменения призваны усовершенствовать общегосударственную систему охраны государственной тайны. В частности, согласно принятому проекту изменений, государственных экспертов по вопросам тайн предполагается наделить правом принятия решений об изменении степени секретности той или иной информации, а также правом исключать информацию из государственной тайны. Эти эксперты назначаются в парламенте председателем Рады, а в других государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях – президентом по представлению Службы безопасности (СБУ). Сейчас, согласно закону "О государственной тайне", государственные эксперты только предоставляют СБУ свои выводы по вопросам, связанным с изменением степени секретности информации, но при этом они без согласования со службой принимают решения об отнесении информации к государственной тайне. На рассмотрение предложений СБУ и принятие решений по внесению или исключению информации из государственной тайны экспертам планируется отвести один месяц. Кроме того, документ устанавливает обязательные реквизиты материальных носителей секретной информации. В случае принятия проекта в целом данные таких носителей будут содержать гриф секретности, название должности и подпись лица, предоставившего гриф, а также порядковый номер образца и номер статьи свода ведомостей, составляющих государственную тайну, на основании которой было осуществлено засекречивание. Александр Зворский