G-news

Суббота, 21-е Сентября 2019
18:36:12

С сегодняшнего дня "АэроСвит" прекращает обслуживание более 90% своих рейсов. До конца действия зимнего расписания авиакомпания будет выполнять полеты только по трем дальнемагистральным маршрутам — в Нью-Йорк, Бангкок и Пекин, а также региональные рейсы — в Ивано-Франковск и Днепропетровск. В Госавиаслужбе уверены, что такое расписание — лишь временная мера. Но эксперты считают, что место "АэроСвита" постепенно займут его конкуренты.

На время действия зимнего расписания — то есть с сегодняшнего дня и до конца марта — "АэроСвит" прекратит обслуживание более чем 90% своих линий, заявил вчера на брифинге глава Госавиаслужбы Анатолий Колесник. С 15 января компания будет выполнять региональные рейсы только по маршрутам из Киева в Днепропетровск и Ивано-Франковск, а также дальнемагистральные рейсы в Бангкок, Нью-Йорк и Пекин (их частота сократится). До 19 января компания будет осуществлять полеты и в Хошимин, а 19 января выполнит рейс в Гоа, чтобы вывезти оттуда своих пассажиров. Среднемагистральные рейсы с 19 января "АэроСвит" обслуживать не будет, уточнил господин Колесник.

Сейчас дальнемагистральные рейсы в Украине может выполнять только "АэроСвит" — у компании есть соответствующий флот и назначения. На региональных же маршрутах из Киева в Ивано-Франковск и Днепропетровск у "АэроСвита" нет конкурентов, так как аэропорты этих городов принадлежат структурам совладельца авиакомпании Игоря Коломойского. Дальнемагистральные рейсы нерентабельны без транзита из региональных городов, отмечают эксперты. А потому назвать выбранные маршруты эффективными с точки зрения восстановления платежеспособности компании сложно.

До кризиса "АэроСвит" обслуживал 80 международных маршрутов и с 29 самолетами во флоте был крупнейшим перевозчиком в стране. По итогам 11 месяцев 2012 года "АэроСвит" обслужил 2,95 млн пассажиров (+12,4%). Но 29 декабря 2012 года Хозсуд Киевской области открыл производство по делу о банкротстве авиакомпании. С инициативой банкротства выступил сам перевозчик. После появления информации о судебном решении у "АэроСвита" возникло множество проблем с выполнением рейсов — ряд аэропортов и партнеров отказались обслуживать авиакомпанию. В период с 10 по 14 января авиакомпания ввела временное расписание, оставив по пять дальне- и среднемагистральных зарубежных маршрутов и несколько рейсов по Украине. В "АэроСвите" вчера вечером лишь сообщили, что с 15 января приостанавливают выполнение рейсов по маршруту Киев—Москва—Киев из-за низкой загрузки.

Анатолий Колесник уточнил, что пассажиры, которые уже купили билеты на отмененные рейсы "АэроСвита", будут вывезены с помощью других авиакомпаний. Он сообщил, что "АэроСвит" уже вывез 12,38 тыс. пассажиров, еще 1,45 тыс. человек — "Международные авиалинии Украины" и Windrose. "Провозных емкостей для этого достаточно. Кроме того, пассажиры могут вернуть билеты и получить обратно свои деньги. На сегодняшний день за компенсацией в "АэроСвит" обратились 1700 человек",— уточнил глава Госавиаслужбы. Возврат стоимости билета осуществляется в том же пункте, где приобретался билет, отметил Анатолий Колесник. Для компенсации нужно подать заявку в "АэроСвит", средства должны быть выплачены в течение семи дней.

Если рейс задерживается более чем на три часа, пассажиру должны компенсировать полную стоимость билета за вычетом сервисного сбора и процента платежных систем (1-3% от общей суммы), напоминает юрист ЮФ "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Егор Штокалов. Если же билет сдается досрочно, авиакомпания, по его словам, может вычесть штраф, предусмотренный тарифными правилами, агентский сбор и процент платежных систем. "Чтобы получить компенсацию полной стоимости билета на рейс, который "АэроСвит" не выполнил, пассажир должен иметь на руках доказательства отмены рейса и сохранить свой билет и все чеки о расходах, которые ему пришлось понести по вине задержки рейса",— добавил он.

Анатолий Колесник уверен, что с началом летнего расписания "АэроСвит" восстановит около 90% своих рейсов: сокращение маршрутной сети входит в план реструктуризации и оздоровления авиакомпании. Однако участники рынка в этом сомневаются. "Думаю, что в течение достаточно короткого времени — порядка месяца-двух — другие участники рынка смогут занять место "АэроСвита". В любом случае его прежние направления не будут пустовать долго",— считает гендиректор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук. Эксперт центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк отмечает, что самыми выгодными направлениями "АэроСвита" являются маршруты из Киева в Москву, Санкт-Петербург, Астану, Варшаву, Будапешт, Прагу, Афины, Стамбул, Тель-Авив, Баку и Ереван. "Скорее всего именно эти маршруты совладелец "АэроСвита" и, похоже, также МАУ Игорь Коломойский захочет оставить. Их просто будут выполнять МАУ. Все зависит от того, позволит ли ГАА передать эти рейсы МАУ без конкурсов. Если нет, то "АэроСвит" придется "тянуть" как юридическое лицо с назначениями",— предполагает господин Слободянюк.

МАУ уже переоформила на себя два новых самолета Boeing 737-800 NG, которые до сих пор эксплуатировал "АэроСвит", и объявила о начале продажи билетов на период летней навигации на десять новых международных направлений, которые до этого эксплуатировал "АэроСвит" (см. вчерашний "Ъ"). Участники рынка говорят, что Игорь Коломойский с самого начала стремился сконцентрировать все сильные компании и объединить их в одну, чтобы потом продать ее стратегическому инвестору. "Только один сильный перевозчик с протекцией со стороны государства может стать в Украине прибыльным. Две сильные конкурирующие авиакомпании друг друга только топили, в таком бизнесе нет смысла",— считает независимый эксперт Александр Ланецкий.

На остальных среднемагистральных направлениях пассажиров могут "разобрать" компании Lufthansa, Austrian Airlines, Turkish Airlines и "Аэрофлот". Эти же авиакомпании вместе с AirFrance-KLM могут взять на себя и дальнемагистральные рейсы, предполагает Вадим Слободянюк. Часть региональных маршрутов может покрыть авиакомпания "ЮТэйр-Украина". "Но часть городов Украины в итоге может остаться без авиасообщения",— не исключил эксперт.

Правительство вмешалось в ситуацию лишь на прошлой неделе. Источник "Ъ" в ФГИ (у фонда 22,4% "АэроСвита") рассказал, что вчера на заседании Кабмина была создана рабочая группа во главе с вице-премьером Александром Вилкулом. Вице-премьеру поручено "решить вопрос" с авиакомпанией "АэроСвит": "В качестве одного из выходов из сложившейся ситуации рассматривается возможность предоставления временной денежной госпомощи авиакомпании",— отметил собеседник "Ъ". Анатолий Колесник заявил вчера, что для Госавиаслужбы ситуация с "АэроСвитом" была неожиданной: "Долг авиакомпании перед украинскими аэронавигационными службами и аэропортами доходил до сотни миллионов гривен как в начале 2012 года, так и в начале 2013 года. За финсостоянием компании мы не должны следить, мы следим за безопасностью полетов",— подчеркнул чиновник.

Елена Синицына, Александр Черновалов, КоммерсантЪ

Крупнейшая украинская авиакомпания "АэроСвит" в следующем году уступит свои рейсы конкуренту — "Международным авиалиниям Украины" (МАУ). Весной 2013 года МАУ начнут осуществлять большую часть рейсов перевозчика на своих самолетах, "АэроСвит" же будет выполнять функции маркетингового партнера на этих направлениях. МАУ потребуется существенно расширить флот и штат сотрудников, и источники "Ъ" не исключают, что это также может быть сделано за счет "АэроСвита". Эксперты соглашаются, что "АэроСвиту" сейчас крайне необходимо партнерство с конкурентом: перевозчик не может справиться с финансовыми проблемами самостоятельно.

В следующем году авиакомпания "Международные авиалинии Украины" вдвое увеличит количество маршрутов за счет "АэроСвита". Весной 2013 года перевозчик сможет выполнять рейсы на 28 новых международных направлениях, которые сейчас закреплены за ее конкурентом. Среди них Копенгаген, Стокгольм, а также рейсы из Тель-Авива в Донецк, Одессу, Днепропетровск, Харьков, Львов и Симферополь и другие города, рассказала "Ъ" пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. "По всем новым направлениям мы будем летать в качестве оперирующего перевозчика на условиях договора о код-шеринге с "АэроСвитом"",— уточнила она.

Согласно договоренности компаний, "АэроСвит" останется маркетинговым перевозчиком на этих направлениях — то есть по-прежнему сможет продавать билеты на рейсы, которые теперь будут осуществлять МАУ. В пресс-службе "АэроСвита" отказались комментировать этот вопрос. А совладелец и сопредседатель набсовета "АэроСвита" Григорий Гуртовой пообещал рассказать подробности сотрудничества с МАУ позже: "Это довольно непростой вопрос, и его нужно детально объяснить. Потому как шума вокруг этого в последнее время много, а точности — мало".

"АэроСвит" и МАУ, по данным их официальных сайтов, сейчас эксплуатируют 52 и 51 направление соответственно. При этом в период действия зимнего расписания перевозчики выполняют под совместными кодами рейсы примерно в 30 аэропортов Европы и Азии. В МАУ уточнили, что продают на сайте билеты примерно по 15 код-шеринговым направлениям партнеров.

Каким образом МАУ смогут эксплуатировать новые направления при существующем штате и флоте в 20 среднемагистральных самолетов Boeing 737, в компании не уточняют. Парк "АэроСвита" сейчас составляет 29 воздушных судов, включая 8 дальнемагистральных Boeing 767 и 21 среднемагистральный Boeing 737. Совладелец МАУ Арон Майберг и гендиректор Юрий Мирошников на звонки "Ъ" не отвечали.

Сразу несколько собеседников "Ъ" в авиакомпаниях и источников, близких к лизинговым компаниям, говорят, что акционеры МАУ и "АэроСвита" рассматривают возможность передачи части самолетов "АэроСвита" в парк авиакомпании-партнера. "Это может быть сублизинг или "мокрый" лизинг с самолетом и экипажем "АэроСвита". Теоретически возможно и переоформление самолетов на МАУ, но об этом нужно договариваться с лизингодателем, а это довольно сложный процесс",— говорит источник "Ъ", знакомый с планами компаний. Другой источник добавляет, что некоторые самолеты "АэроСвита" сейчас принадлежат компаниям, аффилированным с совладельцем авиакомпании Игорем Коломойским. Источник в МАУ не исключает, что большая часть вопросов о дальнейшей совместной деятельности компаний может быть принята на собрании акционеров МАУ, назначенном на утро 31 декабря.

О реструктуризации своего бизнеса в "АэроСвите" объявили в начале декабря, сразу после того, как Росавиация, московский аэропорт "Шереметьево" и ряд других аэропортов пригрозили прекратить обслуживание авиакомпании из-за возросших долгов. Программа предусматривает значительное сокращение операционных затрат "АэроСвита" и его постепенный выход из зоны убыточности. "Часть операций будет передана на аутсорсинг, вследствие чего изменится структура авиакомпании. Произойдет ее реорганизация и сокращение штата",— сообщили в пресс-службе перевозчика.

На конец 2011 года в штате "АэроСвита" числилось 2568 человек. В начале декабря часть сотрудников "АэроСвита" уже была уведомлена о том, что в течение двух месяцев им необходимо найти новое место работы. "По крайней мере, люди из коммерческого отдела "АэроСвита" сейчас проходят собеседование в МАУ. Всех желающих, конечно, не возьмут",— отметил источник "Ъ" в МАУ.

До сих пор "АэроСвит" и МАУ работали в условиях достаточно жесткой конкуренции друг с другом. И только в декабре прошлого года компании заключили первые после кризиса договоры код-шеринга. Программа существенно расширилась в конце ноября этого года: перевозчики заявили, что их сотрудничество вынужденное, и в условиях кризиса по-другому компании не выживут.

Тесное сотрудничество "АэроСвита" и МАУ наверняка вызовет интерес Антимонопольного комитета (АМКУ), считает управляющий партнер юридической фирмы "Антика" Алексей Кот. Компании контролируют значительную долю украинского рынка пассажирских авиаперевозок — например, их совокупная доля в пассажирообороте "Борисполя" составляет около 65%. "Расширенное соглашение о код-шеринге может быть расценено как согласованные действия, на что, вероятно, потребуется санкция комитета",— считает Алексей Кот. Пока у АМКУ нет информации о том, как произойдет интеграция двух компаний. "Если их сотрудничество будет касаться внутренних рейсов, мы обязательно проверим, приведет ли это к изменению структуры рынка. Если речь идет только о международных перелетах, то нужно еще понять, наш ли это вопрос",— отметил "Ъ" первый заместитель главы АМКУ Рафаэль Кузьмин.

У "АэроСвита" достаточно тяжелое финансовое положение. По итогам I полугодия его кредиторская задолженность выросла на 50%, до 2,2 млрд грн; долг перед банками составил 1,6 млрд грн, напоминает аналитик ИК Concorde Capital Роман Дмитренко. Убыток от операционной деятельности составил 623 млн грн, а общий непокрытый убыток — 3,5 млрд грн. "Компания продолжает наращивать убытки, своими силами выйти из этой ситуации довольно сложно. Компании стоило бы привлечь внешнее финансирование и пересмотреть модель бизнеса. Так делают сейчас европейские перевозчики",— добавляет господин Дмитренко. МАУ также убыточны: убыток компании от операционной деятельности за I полугодие сократился на 46% (до 136,3 млн грн), кредиторская задолженность выросла на 4,7% (400,8 млн грн), задолженность перед банками — на 53% (310,7 млн грн).

Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что обеим компаниям нужно "сокращать неоправданную и разрушительную конкуренцию". Он напоминает, что у "АэроСвита" сохранились хорошие продажи и пассажиры, заинтересованные в сохранении его маршрутной сети. "Банкротить компанию нет смысла: ее нишу никто сразу не займет, а у перевозчика есть масса хороших направлений",— полагает эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк. "После кризиса, который был у "АэроСвита" с рядом поставщиков услуг, ситуация действительно выглядит неблестяще. Однако у компании еще есть возможность вернуться к росту, сократив издержки. Именно в таких случаях перевозчики обычно переходят к модели код-шерингового сотрудничества, чтобы после улучшения своих финпоказателей вернуться к прежней работе",— считает Олег Пантелеев.

Елена Синицына, Игорь Бурдыга, КоммерсантЪ

Темпы роста крупнейшего украинского аэропорта "Борисполь" существенно замедлились. По итогам 2012 года пассажиропоток увеличится всего на 5%, тогда как годом ранее его рост составил 20%. Гендиректор "Борисполя" Антон Волов объясняет падение показателей сокращением количества рейсов базовых перевозчиков — "АэроСвита" и "Международных авиалиний Украины". Но в авиакомпаниях заявляют, что все дело в стагнации европейского авиационного рынка.

По итогам 2012 года "Борисполь" обслужит около 8,4 млн человек, заявил журналистам гендиректор аэропорта Антон Волов. Рост пассажиропотока в "Борисполе" составит всего 5% по сравнению с 2011 годом, тогда как в прошлом году аэропорт увеличил этот показатель на 20%, обслужив около 8 млн человек. Сейчас на долю "Борисполя" приходится 65% всего пассажиропотока страны.

Господин Волов утверждает, что причиной замедления темпов роста аэропорта являются базовые перевозчики — "АэроСвит" и "Международные авиалинии Украины" (МАУ), которые обеспечивают около 65% трафика. По его словам, в течение последних двух месяцев они "сократили количество полетов на 25%". В пресс-службе "Борисполя" уточнили, что с октября текущего года пассажиропоток базовых авиаперевозчиков снизился на внутренних рейсах на 24,6%, на международных — на 11,8%, что в сумме даст снижение в IV квартале на 15,7% относительно аналогичного периода прошлого года.

Но перевозчики заверяют, что не сокращали полеты. "Есть сезонное замедление темпов роста. К примеру, если во II квартале рост перевозок у нас составил 40%, то в III квартале — 23%, а по итогам IV квартала ожидается на уровне 18-20%",— сообщила пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. По итогам 2012 года МАУ планирует перевезти 2,8 млн человек, что примерно на 35-40% больше, чем годом ранее (2,1 млн пассажиров). Помощник гендиректора "АэроСвита" по связям с общественностью Сергей Куцый отметил, что если по итогам I квартала рост у компании составлял 11%, то по результатам 11 месяцев "АэроСвит" увеличил пассажирский трафик на 12,4% — до 2,95 млн пассажиров. В период зимней навигации все перевозчики сокращают полетные программы, а многие из них вообще приостановили полеты в "Борисполь", добавил он. Генеральный менеджер Amadeus (оператор системы бронирования авиабилетов) в Украине Алексей Муровцев отметил, что особого падения пассажироперевозок у МАУ и "АэроСвита" в Amadeus не замечали.

Замедление пассажиропотока в "Борисполе" происходит не первый месяц. Другие крупные региональные аэропорты, наоборот, показывали хорошие темпы роста. Например, за 10 месяцев этого года пассажиропотоки "Жулян" и "Харькова" выросли на 74,8% и 54,7% соответственно, "Донецк" нарастил этот показатель на 25,9%, а "Симферополь" — на 15,3%. "Борисполь" же увеличил пассажиропоток только на 7,6%.

Результаты работы аэропорта в 2012 году свидетельствуют скорее о стагнации отрасли в целом. "Отраслевому кризису более других оказались подвержены авиакомпании Европы, которые формируют немалую долю пассажиропотока аэропорта",— отметил Сергей Куцый. Согласно отчету IATA, негативными факторами для европейского авиарынка остаются неуверенность в экономике континента, высокие налоги и неэффективная инфраструктура. Ассоциация прогнозирует, что по итогам 2012 года европейские авиакомпании сработают в ноль, тогда как годом ранее они получили 400 млн евро прибыли.

Елена Синицына, КоммерсантЪ

Международная ассоциация авиационного транспорта опубликовала исследование рынка авиаперевозок в мире. Организация ожидает, что в ближайшие годы число авиапассажиров будет расти на 5,3% в год и к 2016 году составит 3,6 млрд человек в год.

Международная ассоциация авиационного транспорта (IATA) прогнозирует рост числа авиапассажиров к 2016 году на 28,5%, до 3,6 млрд человек в год. Причем каждый четвертый новый авиапассажир будет китайцем или путешествующим в Китай. Такие данные содержатся в опубликованном вечером в четверг отчете IATA (http://www.iata.org/publications/Pages/airline-industry-forecast.aspx).

По сравнению с 2011 годом число авиапассажиров в 2016 году увеличится на 831 млн человек. Почти 500 млн новых пассажиров, как ожидается, появятся на внутренних рейсах, 331 млн — на международных. Ежегодные темпы роста рынка составят 5,3% для международных рейсов и 5,2% — для внутренних.

Наибольший рост до 2016 года покажут развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинская Америка и Ближний Восток. Особое место в прогнозе отводится Китаю. Из 831 млн новых пассажиров 193 млн появятся на рейсах внутри Китая или в Китай. К 2016 году на Азиатско-Тихоокеанский регион будет приходиться 33% авиапассажиров всего мира. В то же время на США и Европу — 21% пассажиров.

Тем не менее, говорят в IATA, США останутся крупнейшим рынком для гражданской авиации (710 млн пассажиров на местных рейсах и 223 млн — на международных), однако ежегодные темпы роста (2,6% для внутренних рейсов и 4,3% — для международных) будут значительно ниже общемировых показателей.

Комментируя данные исследования, генеральный директор IATA Тони Тайлер отметил, что «спрос на развитость сети воздушного транспорта остается очень высоким, даже несмотря на сохраняющуюся в мире экономическую неопределенность». Господин Тайлер напомнил, кроме того, что гражданская авиация прямо или косвенно поддерживает 57 млн рабочих мест и $2,2 трлн экономической активности.

Иван Никольский, КоммерсантЪ

У крупнейшей украинской авиакомпании "АэроСвит" вновь возникли проблемы с оплатой услуг аэропортов и аэронавигационных служб. Вчера московский аэропорт "Шереметьево" предупредил пассажиров авиаперевозчика, что с 10 декабря приостановит обслуживание его рейсов по причине задолженности. О долге заявили также в Росавиации. Проблемы возникли и в "Борисполе": вчера в аэропорту было задержано и отменено около 10 рейсов "АэроСвита". Перевозчик уже объявил о планах масштабной реструктуризации своей деятельности.

Вчера в московском аэропорту "Шереметьево" заявили, что будут вынуждены с 10 декабря приостановить обслуживание рейсов авиакомпании "АэроСвит". В заявлении пресс-службы аэропорта отмечается, что перевозчик накопил дебиторскую задолженность перед "Шереметьево" по оплате аэропортовых услуг, а также услуг по наземному обслуживанию рейсов. Сумма долга аэропортом не раскрывается. Но в Росавиации заявили, что долг "АэроСвита" перед "Шереметьево" составляет 95 млн руб. ($3,06 млн). "В ходе продолжительных переговоров с руководством "АэроСвита" аэропорту так и не удалось добиться погашения имеющейся задолженности со стороны авиаперевозчика",— говорится в сообщении "Шереметьево".

О возможной приостановке обслуживания рейсов "АэроСвита" в воздушном пространстве РФ вчера заявили и в пресс-службе Росавиации. По данным регулятора, задолженность "АэроСвита" за аэронавигационное обслуживание на трассах составляет $1,06 млн, в районе аэродрома — более $178 тыс. В ведомстве отметили, что 20 ноября авиакомпанию уведомили об ограничениях на выполнение регулярных и чартерных рейсов ее воздушных судов. Ограничения для чартерных рейсов введены с 27 ноября. "В преддверии пика авиационных перевозок в дни рождественских и новогодних праздников Росавиация в одностороннем порядке приняла решение о продлении срока погашения задолженности и пролонгации аэронавигационного обслуживания регулярных рейсов "АэроСвита" до 10 декабря текущего года",— отмечается в сообщении. Госкорпорация по организации воздушного движения платит налоги с выручки за оказанное аэронавигационное обслуживание вне зависимости от того, заплатили авиакомпании за эти услуги или нет, а средства, поступающие от аэронавигационного сбора, являются единственным источником оплаты труда авиадиспетчеров, объясняют свою позицию в Росавиации. В ведомстве утверждают, что руководство "АэроСвита" не выходит на контакт с представителями российских предприятий.

"Аэросвит" мгновенно отреагировал на действия российского аэропорта и авиавластей. Уже к вечеру компания погасила основную часть долга за аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве РФ, сообщили в пресс-службе авиакомпании. "Кроме того, мы ведем переговоры с аэропортом "Шереметьево" о реструктуризации задолженности с условием, что большая часть долга будет погашена до 10 декабря",— уточнили в "АэроСвите".

Главный редактор российского издания "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий отметил, что московские аэропорты крайне редко идут на подобные меры. "Обычно такие заявления говорят о наличии серьезного конфликта между сторонами или же о конфликте в политической плоскости",— говорит глава консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. Конфликт может сыграть на руку код-шеринговому партнеру "АэроСвита" — компании "Аэрофлот", считает один из экспертов. "Настоятельно рекомендуем пассажирам пользоваться услугами других авиакомпаний, в частности базового перевозчика "Шереметьево" авиакомпании "Аэрофлот"",— говорится в сообщении аэропорта. В "Аэрофлоте" на запрос "Ъ" вчера не ответили. "Вызывает удивление некорректное заявление аэропорта с призывом к пассажирам пользоваться рейсами других авиаперевозчиков, учитывая ряд неурегулированных вопросов по срокам и процедуре расчетов. Кроме того, в своих сообщениях о текущих производственных показателях "Шереметьево" неоднократно выделяло вклад украинской авиакомпании в рост количества пассажиров, обслуженных аэропортом",— сообщили в "АэроСвите".

Впрочем, у "АэроСвита" возникли проблемы не только в России, но и в Белоруссии, а также в базовом аэропорту "Борисполь". Согласно официальному табло аэропорта, вчера было отменено четыре рейса "АэроСвита" в Минск (в партнерстве с Belavia), в Москву (два рейса в партнерстве с "Аэрофлотом") и в Тбилиси (совместный рейс с "Международными авиалиниями Украины"). Кроме того, вылеты нескольких рейсов были существенно задержаны. Отменялись рейсы и во вторник — как на вылет (в Санкт-Петербург, Одессу, Минск, Москву), так и на прилет.

"Долг авиакомпании перед аэропортом увеличивается. Однако пока мы не предпринимали каких-либо мер в этой связи, а если и будем, то предупредим авиакомпанию и пассажиров. Сегодня аэропорт работает в обычном режиме",— сообщили в пресс-службе "Борисполя". Впрочем, источник "Ъ" в аэропорту отметил, что отмены и задержки рейсов — "превентивная мера". "У авиакомпании есть графики погашения долга перед "Борисполем", какие-то платежи действительно были задержаны",— отметил источник "Ъ" в "АэроСвите".

По данным белорусского издания Tut.by, рейс Киев—Минск—Киев отменяется уже третий день подряд (об этом свидетельствуют и данные "Борисполя"). Издание сообщает со ссылкой на пресс-службу аэропорта "Минск", что рейсы не обслуживаются из-за долгов авиакомпании перед "Белаэронавигацией" за использование воздушного пространства Белоруссии. Получить комментарии "Белаэронавигации" вчера не удалось.

У авиакомпании и раньше возникали проблемы с оплатой услуг — в частности, аэропортам "Борисполь", "Донецк", лизинговой компании International Lease Finance Corporation, а также "Украэроруху". Напомним, 2011 год "АэроСвит" закончил с 1,45 млрд грн чистого убытка.

В "АэроСвите" объясняют возникшие проблемы с оплатой услуг характерным для этого сезона низким спросом на авиаперевозки, из-за которого сама авиакомпания получает платежи с задержками. "Именно поэтому авиакомпанией, к сожалению, был нарушен график расчетов за услуги аэронавигации и обслуживания в ряде аэропортов, и в последние дни был задержан ряд рейсов. Компания приносит пассажирам извинения за неудобства",— говорится в сообщении перевозчика. В "АэроСвите" говорят, что уже начали реализацию программы снижения расходов, в рамках которой будут сокращены затраты на пассажирский, перронный хендлинг и другие услуги: "В частности, ведется перезаключение договоров с операторами услуг в ряде аэропортов, готовится передача на аутсорсинг наземного обслуживания пассажиров и воздушных судов компании в базовом аэропорту "Борисполь"". Перевозчика может ожидать и масштабная реструктуризация. По данным "АэроСвита", менеджмент компании в ближайшее время представит на рассмотрение акционеров план реструктуризации ее деятельности.

Елена Синицына, КоммерсантЪ

Вы здесь: Home Новости Транспорт Дайджест СМИ