G-news

Суббота, 21-е Сентября 2019
18:38:40

Пузырь на рынке столичного жилья надувался около пяти лет (на протяжении 2004—2008 гг.). Его цикл роста включал в себя и продолжительные подъемы, и сравнительно кратковременные корректировки вниз, и периоды замораживания цен.

Осенью 2008-го период обвального падения цен сменился отскоком и корректировкой цен вверх, затем можно было наблюдать период относительного затишья и стагнации на рынке жилья. В последнее время, тем не менее, цены практически на все виды киевского жилья опять полетели вниз...

Возврат к первому ценовому дну

Наиболее очевидны тенденции рынка жилья на примере двухкомнатных квартир, поскольку при купле-продаже однушек более ощутим спекулятивный фактор (купить-перепродать-сдать), ну и так называемый фактор безысходности (покупают то, на что хватает денег). Трешки также в этом плане не показательны, их доля на рынке сравнительно невелика.

К примеру, небольшие 43-метровые двухкомнатные «брежневки-чешки» в одном из наиболее популярных районов Киева Русановке еще осенью минувшего года торговались на уровне не менее 85 тыс. у.е. Уже в феврале текущего года можно было наблюдать массовое предложение в этом сегменте по цене около 75 тыс. у.е. (без ремонта). Напомним: на пике пузыря весной 2008 г. цены на такие варианты доходили до 135 —150 тыс. у.е.

Более просторные двухкомнатные апартаменты в подготовленной к сдаче в эксплуатацию новостройке возле канала в этом же районе при цене у застройщика 1500 у.е. за 1 кв. м перепродаются по переуступке уже по цене 1300 у.е. за квадрат. А при желании у продавца продать апартаменты за несколько месяцев, а не за несколько лет, с цены слетают еще 100 —150 у.е. на одном кв. м.

В этой же новостройке на стадии строительства в период истерии на рынке жилья цена за квадратный метр в однушках доходила до 3 тыс. у.е. за 1 кв.м.

Аналогичные тенденции прослеживаются и на жилье в центральных и прилегающих к центру районах Киева. Так, на пике цен весной 2008 года двухкомнатные 52-метровые сталинки на престижных Липках по ул. Институтской предлагались по  350 —450 тыс. у.е. А зимой 2009 г. такие квартиры «приземлились» на уровнях около 150 —160 тыс. у.е. Затем на протяжении второй половины 2009-го и в течение 2010 г. последовал отскок, и за такую жилплощадь запрашивали уже не менее 220 —230 тыс. у.е. В феврале текущего года нижняя ценовая планка на такие квартиры установилась на уровнях около 170 —175 тыс. у.е.

Т.е. и на примере так называемого бюджетного жилья, и на примерах достаточно престижных «сталинок» в самом сердце столицы зимой текущего года мы видим возврат к первому ценовому дну.

Двушки и трешки зимой 2012 года можно купить почти по цене трехлетней давности, т.е. по ценам, ненамного превышающим отметки зимы 2009 года, когда пузырь окончательно лопнул. В то же время однокомнатные квартиры и гостинки сейчас продаются по ценам, превышающим ориентиры 2009 года. Все-таки за эти годы потенциальные покупатели несколько поднакопили денежные средства и предпочитают приобретать то, на что хватает денег. Да и паника на рынке все-таки поутихла.

Рынок ищет точку равновесия

Таким образом, можно констатировать: цикл безудержного роста цен на рынке продолжался около пяти лет, но вот уже более трех лет на столичном рынке жилья поселился нисходящий тренд. С уверенностью можно также утверждать, что 2012 год станет четвертым годом в цикле спада на рынке жилья, несмотря на то, что количество сделок купли-продажи заметно увеличилось. Характерно, что реальные цены на столичные квадратные метры, с учетом торга в последнее время, просели не менее чем на 10 —15%, и одновременно на те же 10 —15%, по оценкам экспертов, увеличился реальный спрос и соответственно количество новоселов в Киеве. Похоже, рынок ищет точку равновесия.

Но пока что кризис на рынке недвижимости Украины продолжается. Владельцы квартир неприятно озадачены тем, что их квадратные метры и далее обесцениваются, инвесторы подсчитывают убытки, строители и посредники-риелторы размышляют, как выжить в такой непростой ситуации, а потенциальные покупатели все еще не могут свести концы с концами для приобретения хотя бы простенькой недвижимости без привлечения заемных средств.

Дальнейшее развитие событий на рынке недвижимости можно с уверенностью спрогнозировать лишь в пределах текущего года. Тенденции же 2013-го будут зависеть не только от внутренних факторов, но и от событий на мировых финансовых рынках, от того, сколько денег придется потратить на спасение европейского Lehman Brothers Holdings, Inc. — Греции, и от того, сколько денег еще напечатает Америка для возвращения своей экономики на путь восстановления. Ведь бумажная валюта девальвирует буквально на глазах.

Еще не так давно за 100 тыс. долл. в Украине можно было приобрести «небольшой свечной заводик» и открыть неплохой бизнес, а теперь за эти деньги и нормальную двушку в столице не купить.

Финансовые кризисы наступают, когда их, в принципе, никто не ждет. Когда-то никто не мог и предположить столь быстрого крушения советской империи, как и сейчас мало кто готовится к радикальному уменьшению роли американского доллара. Но те, кто хранил советские рубли в сберегательных кассах СССР, прекрасно знают об эфемерности, казалось бы, самых незыблемых финансовых институтов.

Поэтому рано или поздно рынок недвижимости оттолкнется от своего дна (только вот от какого?). Он начнет восходящее движение, поскольку ни доллар, ни евро, ни, тем более, ценные бумаги (те же 50 и 100-рублевые государственные казначейские обязательства СССР у многих ведь пылятся толстыми пачками, как дешевые сувениры) не являются уже тихой гаванью, в которой можно переждать любой финансовый шторм. Золото и серебро в качестве инструментов инвестирования и сбережения средств все же больше подходят для финансовых спекулянтов и для большинства граждан являются просто экзотикой.

Футбол спекулянтам не в помощь

Тем не менее украинский рынок недвижимости в ближайшем будущем будут беспокоить не глобальные катаклизмы и огромный навес ничем не обеспеченных долларовых бумажек, а «родные», внутренние угрозы и предвестники экономических неприятностей. Именно поэтому цена на украинскую недвижимость в 2012 году будет падать.

Недвижимость, как известно, зеркало экономики, а индекс цен на недвижимость всегда являлся показателем экономической ситуации и стабильности.

Именно состояние экономики и привело к тому, что ожиданиям спекулянтов на рост цен в преддверии футбольного чемпионата не суждено было сбыться.

Виной тому отсутствие конкретных результатов в проведении системных реформ; всепоглощающая коррупция и воровство; нарастающее негативное торговое сальдо; тающие не по дням, а по часам валютные резервы; эмбарго на поставку в страну «свежего» доллара от МВФ; газовые шоки на фоне потрясающей энергозависимости и сверхнерационального энергопотребления; жизнь на наркотической игле безудержных и безразмерных заимствований... Футбольного чуда не случилось, теперь ждут чуда от выборов, когда деньги, которые зайдут в страну под «праздник демократии», оживят потухший рынок недвижимости.

В таких условиях у подавляющей части населения средств хватает разве что на еду и на недорогую бытовую технику, более обеспеченные вкладываются в автомобили. Те же, кто хотел бы улучшить свои жилищные условия, остро нуждаются в кредитах. Однако переживающая не лучшие времена банковская сфера просто не может поддержать потребителей доступным ипотечным кредитованием, вследствие чего восстановление рынка недвижимости откладывается.

Пока света в конце тоннеля не заметно. Ведь низкая покупательная способность населения и ее постоянное снижение ввиду существенного повышения цен на товары первой необходимости в последние годы приводит к ощутимому торможению темпов накопления свободных средств. Ждать второй волны кризиса незачем, мы уже живем на этой волне, поэтому и существуют ценовые дисбалансы на украинском рынке жилья, и стабилизации ситуации как минимум в течение текущего года не предвидится.

Только когда будут понятны перспективы развития экономики не на один-два квартала, а хотя бы на год-два вперед; только когда страна сможет жить не на заемные деньги по греческому сценарию, а на заработанные средства; только когда успокоятся валютные курсы, а средства финансовых учреждений и населения будут использоваться не на покупку госбумаг, а для кредитования, — экономика, а вместе с ней и рынок недвижимости, станет сбалансированной.

Не до жиру...

Пока покупка собственной квартиры несет в себе значительные инвестиционные риски. Ведь недвижимость — это актив, который нуждается в дополнительных расходах на содержание: амортизация (потребность в периодическом ремонте), риски порчи (например, арендаторами), риски нормального функционирования домостроения (многие объекты находятся в ужасном аварийном состоянии, физически и морально устарели), наконец, затраты на содержание самой квартиры (включающие перманентно повышающуюся квартплату и оплату коммунальных услуг).

Именно потому у владельцев «лишних» долларов и евро сейчас в моде либо самое простенькое жилье (по причине дешевизны), либо добротное в обозримом будущем качественное жилье в хороших домах, в хороших районах города, которое не будет стареть ни физически, ни морально.

Впрочем, сделки, где объектом купли-продажи выступает жилье «для богатых», занимают сравнительно мизерную часть рынка. На рынке пользуются спросом квартиры в домах, которые давным-давно пора сносить. Растет количество желающих приобрести квадратные метры в малогабаритных гостинках и однокомнатных квартирах в панельных домах 50 —70-х годов в спальных районах, в т.ч. и тех, где, кажется, жить уже просто невозможно — т.е. в панельных хрущевках. Покупатели отлично осознают, где им предстоит поселиться, но денег на что-то лучшее у них не хватает, они вынужденно соглашаются на безрадостные перспективы и огромные риски. Ведь дома, где будут расположены их «новые» квартиры, построены почти полвека назад по упрощенным технологиям, сроки их эксплуатации либо уже истекли, либо, как говорится, на грани, а надежды на то, что государство возьмет на себя расходы по капитальному ремонту старых домов или займется их реконструкцией, — практически никакой.

Кстати, ситуация кардинально отличается от «допузырных» времен — тогда и доходы населения были побольше, и цены на продукты и другие товары поменьше, и квартплата, и комуслуги по сравнению с нынешними были карликовыми, и население, соответственно, пыталось приобрести на рынке жилья что-то получше.

Удачная инвестиция

Если хорошо поискать или если просто повезет, и сейчас, и даже на пике кризиса в 2009—2010 гг. можно было найти на рынке так называемые бриллианты — недооцененные квартиры на вторичном и первичном рынке в качественных домах, расположенных в хороших местах.

Ведь удачная инвестиция — это не количество метров. В конце концов, кому из простых людей нужны «царские хоромы» в небогатой стране с постоянно повышающимися расходами на содержание объекта приобретения?

Удачная инвестиция — это и не покупка квартиры с «супер-пупер» евроремонтом. Ведь втридорога покупать чей-то ремонт, сделанный под чужую семью, под чужие, зачастую бездарные вкусы, — это достаточно плоско и прозаично.

Удачная инвестиция — это и не дешевизна квартиры. Кому нужно жилье (пусть и по бросовым ценам), расположенное в страшных подъездах страшных домов в плохих местах?

Удачная инвестиция — это место, место и еще раз место. Это район города (вид из окон всегда приятнее не на промзону и не на окна соседних домов, а, к примеру, на территорию детского садика или школы, утопающих летом в зелени, а зимой — в нетронутых сугробах).

И это состояние дома. Монументальная «сталинка» или оригинальная новостройка (максимум в 8 —10 этажей) по специальному проекту всегда предпочтительнее как безликих «брежневок» и «хрущевок», так и не менее безликих новых бетонных 25-этажных монстров — свечек, натыканных едва ли не стена в стену в некоторых районах города Киева.

Все самое «вкусное» уже продано

Наряду с рынком жилой недвижимости в Киеве функционирует и рынок коммерческой недвижимости. Впрочем, слово «функционирует» применимо в основном лишь к рынку торговой недвижимости. Здесь все лакомые объекты по «вкусным» ценам расхватали еще в период массовой паники на рынке, т.е. в течение 2009 года. Однако даже то, что осталось, продавалось и покупалось впоследствии на протяжении 2010 —2011 гг. весьма активно, несмотря на депрессивные настроения в обществе, украинцы все равно покупают продукты, товары первой необходимости, обувь, одежду и бытовую технику. Торговля худо-бедно, но генерирует прибыль, особенно в местах с приличным проходным трафиком.

Намного хуже обстоят дела с офисной недвижимостью. Мелкий и средний бизнес в условиях полной неопределенности отложил планы на развитие до лучших времен, многие предпочитают либо менять арендуемые помещения на более дешевые, либо вообще работать дома. Ведь в завтрашнем дне он попросту не уверен.

Складской сегмент вообще практически не развивается, потребление падает, а значит, необходимость в больших складских запасах постепенно тает.

Не упустить свой момент

Значительная часть жилой недвижимости в Украине все еще значительно переоценена. Спекулятивный капитал рынок не подогревает. Благоприятный инвестиционный климат отсутствует. Сегодняшний рынок недвижимости — это рынок покупателя. Конкуренция за обладателей свободных валютных средств возрастает, и продавцы просто вынуждены стать более сговорчивыми. По оценкам экспертов, размер торга практически стабилизировался и составляет в среднем около 10%. Если в стране не случится новых финансовых шоков, в текущем году рынок будет падать достаточно плавно. Темпы нисходящей динамики будут сравнимы с соответствующими показателями минувшего года, т.е. в пределах до 7-8%. Основные события будут происходить в
сегментах «дешевого жилья». В сегментах более дорогого и качественного жилья деловая активность, скорее всего, будет невысокой. Еще не очень скоро покупателям будет по карману приобретать жилье с соответствующими стандартами в области качества строительства, хорошими планировочными решениями, повышенными требованиями к месторасположению, инженерии, инфраструктуре и т.п. Ожидания пока что в отрицательной зоне.

Тем не менее даже в таких условиях многие покупатели находят себе именно то, что нужно, и по адекватным, справедливым ценам. Ведь экономические законы цикличности доказаны историей. За периодами спада всегда следуют периоды подъема рынка, в течение которых подобрать себе вариант «по душе» и «по кошельку» будет намного труднее (частичное восстановление ипотечного кредитования и отложенный спрос существенно ухудшат и ассортимент, и цены в жилищном «супермаркете», да и выбирать надо будет гораздо быстрее).

То же самое касается и инвесторов. То, что сегодня выглядит «несъедобно», завтра может стать привлекательной инвестицией. Важно наряду с пониманием рисков инвестиции все же не упустить свой личный момент — где, на каком временном отрезке сегодня можно увеличить свое состояние в будущем. Если объект для инвестирования выбран удачно, не стоит беспокоиться, если цена на него в какой-то момент корректируется вниз (конечно, если сделка не совершена во время «пузыря»). История развивается по спирали, а следовательно, никогда в нашей стране мы не увидим цен на киевские квартиры на уровнях 2003 —2004 гг.

***

Тем временем с отступлением злых морозов несколько оживился рынок недвижимости Киева. По сообщениям посредников, увеличивается количество звонков, заявок на покупку и просмотров. Потенциальных покупателей, как и прежде, в основном интересуют дешевые «бюджетные» варианты, хотя претенденты на более дорогое и просторное жилье также имеются. Сделки совершаются только в тех случаях, когда продавцы делают шаг навстречу покупателям, с соответствующими ценовыми уступками.

Пока время на то, чтобы выбирать и поторговаться, еще есть...

Вадим Башта «Зеркало недели. Украина» №8

Первенцу украинско-корейского сотрудничества, презентация которого состоялась 20 января, придется добираться до Киева 45 суток (преимущественно водным путем). Затем ему предстоят ходовые испытания на специально подготовленных путевых участках и тренинги бригад машинистов. Ведь в мае он должен взять на борт первых пассажиров, а в июне вместе с еще пятью аналогичными электропоездами возить гостей чемпионата Европы по футболу.

train

Судя по всему, это только начало, т.к. в планах правительства продолжить сотрудничество с компанией Hyundai для масштабного обновления пассажирского подвижного состава, срок эксплуатации которого давно истек.

Сроки…

Вопрос времени был и, пожалуй, пока остается самым острым в данном масштабном проекте. Прежде чем СМИ рапортовали о том, что территорию Украины теперь можно будет пересечь с запада на восток на скоростном поезде всего за 10 часов, сначала нужно было сделать сам поезд и подготовить для его эксплуатации соответствующую инфраструктуру. А ведь не секрет, что контракт между «Укрзалізницей», Южной железной дорогой и Hyundai Rotem о поставке в 2012 году в Украину 10 новых межрегиональных двухсистемных электропоездов в девятивагонной комплектации был подписан всего-то год назад — 16 декабря.

Сроки определенно поджимали, и скептики небезосновательно сомневались в возможности реализации проекта к Евро-2012. Однако их прог­нозы не сбылись — первый поезд уже готов, второй на подходе, еще четыре запущены в работу. Теперь очень важно, чтобы первые поезда попали в Украину как можно раньше: первую пару ждут в Одес­ском порту к концу февраля — началу марта. Это позволит к маю 2012 года провести необходимые испытания и к началу чемпионата Европы по футболу вывести на горячие маршруты шесть скоростных поездов в точном соответствии с подписанным контрактом. Не случайно машинисты уже сейчас осваивают новые скорости, хотя корейское чудо поступит в их распоряжение в 2012 г.

Доволен работой подрядчиков и Борис Колесников, вице-премьер-министр, министр инфраструктуры Украины.

 — Hyundai очень качественно и в срок сделала то, что нужно было украинским железным дорогам в преддверии Евро-2012. Мы получим 90 вагонов, что составит 10 поездов. В планах — локализация производства, т.е. размещение компанией Hyundai своего производства в Украине, чтобы за пять лет наша страна полностью поменяла пассажирские вагоны, изготовленные в 60-х, 90-х годах прошлого столетия.

Справка ZN.UA

В рамках выполнения Государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу «Укрзалізниця» проводит модернизацию пассажирского транспорта. Подписан контракт с южнокорейским производителем Hyundai Rotem на закупку 10 межрегиональных двухсистемных электропоездов (поставка шести к началу Евро-2012, а четырех остальных — до конца 2012 года). Кроме того, был подписан контракт с АО «Шкода вагонка» (Чехия) на закупку двух межрегиональных двухэтажных электропоездов (поставка к Евро-2012) и с ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» на приобретение межрегионального поезда локомотивной тяги (поставка к концу 2011 г.).

…средства,

Острым остается и вопрос финансирования. Только 85% стоимости контракта с Hyundai Rotem на поставку партии из 10 поездов составляет 261 млн. долл. Поэтому, кроме сжатых сроков исполнения многомиллионного контракта, корейцы предложили и довольно привлекательные финансовые условия — 85% стоимости заказа финансируется за счет кредита Эксимбанка Кореи сроком на 10 лет. Последнее немаловажно для украинских железнодорожников, которые на сегодняшний день могут покрыть собственными средствами лишь одну треть от существующих потребностей для обновления изношенных основных фондов. В частности, износ пассажирских вагонов — 80%, а тягового подвижного состава — 92%.

Чего греха таить, такая масштабная модернизация железно­дорожного транспорта предпола­гает участие государства, и это мировая практика. Тем более что, начиная с 1992 года, потребности отечественных железнодорожников в инвестициях удовлетворялись лишь на 25—30%. А объемы инвестиций в 2008—2010 гг. составляли только около 3% от общих государственных капиталовложений, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 10—15%. У нас же «Укр­заліз­ниця» вынуждена пока рассчитывать на свои силы.

…инфраструктура

Но приобрести современную технику мало. Для показа всех ее возможностей необходима соответствующая инфраструктура. К примеру, даже двухсистемный электропоезд не сможет двигаться по неэлектрифицированным участкам, которых у нас еще в достаточном количестве. Путейцам региональных железных дорог пришлось немало потрудиться, чтобы обеспечить скоростные ориентиры, озвученные вице-­премьер-министром Борисом Ко­­лесниковым: время в пути поезда Киев—Харьков — 3,5 часа, Киев—Львов — 4,5 часа, Киев—Донецк — 5,5 часа.

Для того чтобы обеспечить движение поезда со скоростью 160 км/час (по словам г-на Колес­ни­кова, корейское чудо может развивать скорость до 200 км/час) актуальными были не просто электрификация отдельных участков и модернизация ж/д полотна, но разделение грузового и пассажирского движения. Кстати говоря, двух­системность поезда Hyundai обуслов­лена применением в Украине различных систем электроснабжения (постоянного или переменного тока) для питания тягового и моторо­вагонного подвижного состава. Заметим также, что в мире отсутс­твуют электропоезда, которые удовлетворяют условия, предъявляемые в Украине к подвижному составу данного типа (ширина пути, напряжение контактной сети, состояние пути, локализация производства в Украине). Поэтому корейцам выполнение этого оригинального заказа с тележками под ширину пути 1520 мм далось не просто. Говорят, работали круглые сутки.

Впрочем, железнодорожники тоже выложились по полной. Только в 2011 г. «Укрзалізниця» освоила более 3,5 млрд. грн. на работы по подготовке транснациональных коридоров для движения скоростных пассажирских поездов. При этом на направлениях внедрения скоростного движения Львов—Здолбунов, Здол­бунов—Шепетовка—Коростень—Киев, Киев—Полтава—Харьков, Полтава—Красноград—Лозовая, Ло­зовая—Донецк выполнено ремонтно-путейных работ более чем на 2 млрд. грн., мероприятий по модернизации и капремонту устройств автоматики, телемеханики и связи — на 545 млн. грн., работ по модернизации устройств электроснабжения — на 177 млн. грн.

Всего же мероприятия Государс­т­венной целевой программы подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу обошлись железнодорожникам в уходящем году более чем в 6 млрд. грн.

Фактически необходимость проведения работ по подготовке к Евро-2012 сдвинула с мертвой точки многолетнюю практику эксплуатации на износ дедовской ж/д техники и инфраструктуры. Уже в мае украинцы пересядут с подвижного состава 50—60-летней давности на современные межрегиональные «электрички», позволяющие быстро и комфортно перемещаться по территории страны. Соответствует сегодняшним требованиям салон нового поезда и обслуживание как в самолетах с современным спектром услуг: питание, пресса, Wi-Fi...

Будем надеяться, что билеты по цене от 160 до 220 грн. (в зависимости от сроков приобретения) во втором классе не ударят пассажирам по карману. Для железнодорожников реализация проекта будет означать значительное повышение пропускных возможностей при уменьшении количества парка поездов и интеграцию отечественного ж/д транспорта в единую европейскую транспортную сеть скоростного железнодорожного сообщения.

Комментарий

Борис КОЛЕСНИКОВ,
вице-премьер-министр,
министр инфраструктуры Украины:

 — Hyundai разрабатывает по нашей просьбе в такой же поезд несколько вариантов спальных вагонов для поездов типа Одесса—Москва, Киев—Москва. Там, где поезд идет более семи-восьми часов, необходимо предусмотреть соответствующие условия для пассажиров, желающих иметь отдельное купе. Если эта техника будет производить­ся в Украине, то обойдется на 20—25% дешевле импорта. А дальше все будет зависеть от организации гарантийного и послегарантийного обслуживания. Важно иметь одну марку, а не так как у нас было: тепловозов — четыре вида, электровозов — четыре вида... Денег же никто не считал.

Поезда этой серии точно будут не хуже, а во многом лучше, чем у наших коллег по Евро-2012. Вопрос в том, что они должны быть доступны каждому украинцу, и через какое время мы к этому придем. Я надеюсь, что мы во втором классе должны уложиться до 220 грн. Чем раньше пассажир купит билет, тем дешевле он ему обойдется. Начнем со 160 грн. при заказе за 90 дней. Думаю, что придем к такому варианту, как Low cost в авиации, и применим те же правила продажи билетов.

При условии полной загрузки десять скоростных поездов Hyundai могут окупиться за шесть—семь лет. В Южной Корее, где билеты на перевозку пассажиров в среднем стоят 60 долларов, поезда окупаются за пять лет.

Сегодня мы перевозим 62 млн. пассажиров на 300 поездах. Соот­ветственно, какое может быть качество, если многие из них простаивают целый год, чтобы поехать летом. Даже самые богатые страны не могут себе позволить эксплуатацию подвижного состава три месяца в году. В тоже время 90—120 поездов Hyundai могут заменить все триста сегодняшних.

Зеркало недели

Власти Киева решили не закупать новые трамваи, а собирать многосекционные машины из старых чешских вагонов, эксплуатировавшихся в столице на протяжении последних 30 лет. Пойти на такую небезопасную, с точки зрения специалистов, модернизацию город заставляет отсутствие средств. Новый трамвай стоит 10-11 млн грн, а усовершенствование старого – 4,5 млн грн. 

Производство трамваев в Киеве начнется в 2012 году, сообщил в пятницу заместитель председателя Киевской горгосадминистрации (КГГА) Руслан Крамаренко. По его словам, новая модель уже проходит сертификацию. Собирать их будут на базе Дарницкого трамвайного ремонтно-эксплуатационного депо, где в следующем году планируется выпустить около 100 трехсекционных трамваев, рассказал господин Крамаренко в разговоре с "Ъ". "Сейчас в нашем парке около 600 чешских трамвайных вагонов, которые используются около 30 лет. На их базе мы будем собирать современные трамваи. На старую тележку установим новый чешский двигатель и разработаем современный интерьер",– сказал он. В трамваях будут использованы около 60% украинских комплектующих и 40% – зарубежных. Благодаря этому стоимость машины составит 4,5 млн грн. 

Председатель КГГА Александр Попов в начале августа заявлял о том, что город вынужден пойти на модернизацию трамваев из-за высокой цены новых машин. Исходя из заявленной стоимости, они будут примерно вдвое дешевле моделей, представленных на рынке. Например, низкопольный трехсекционный трамвай украинско-чешского СП "Татра-Юг" (единственный производитель трамваев в стране) K-1М8 стоит10-11 млн грн. Гендиректор "Татра-Юг" Анатолий Кердивара ранее говорил "Ъ", что в 2010 году Киев купил всего 8 трамваев, а до этого более двух лет не осуществлял закупок. 

О том, чтобы наладить самостоятельную сборку трамваев, думают и в других городах. "Мы рассматриваем возможность производства трамвая во Львове на ряде предприятий, в том числе и вагоноремонтных депо. Но нам необходимо брать европейскую технологию, без нее, в принципе, производство трамваев в Украине невозможно",– считает мэр Львова Андрей Садовый. По его словам, город нуждается в 60 новых трамваях, но в бюджете на их покупку предусмотрено всего 10 млн грн. В Украине более 95% трамваев (всего насчитывается около 3 тыс.) нуждаются в обновлении, но города неспособны платить даже за использовавшиеся машины стоимостью до $300 тыс., отмечали ранее в Центре политического и экономического анализа. 

Полноценным производством назвать проект Киева сложно, считают участники рынка. "Теоретически сборка подобных трамваев на базе депо возможна. Но возникает вопрос, насколько безопасными они будут в эксплуатации",– говорит председатель наблюдательного совета ЛАЗа (планирует совместное производство трамваев с Koncar-Electric) Игорь Чуркин. Во Львове также заявляют, что не стали бы покупать трамвай, модернизированный на киевском предприятии. "Трамваи имеют достаточно длительный срок эксплуатации. Но из старого "Запорожца" новый Mercedes все равно не сделаешь",– отмечает господин Садовый. 

Андрей Леденев, КоммерсантЪ

Министерство инфраструктуры обнародовало проект концепции государственной программы строительства и развития сети метрополитенов в Киеве, Харькове, Днепропетровске и Донецке. Программа рассчитана до 2020 года и предусматривает расширение сети метро в Киеве, Харькове и Днепропетровске, а также строительство наземного метрополитена в Донецке. Оценивается программа в 62,8 млрд грн, причем более трети расходов планируется возложить на местные бюджеты. В Верховной раде считают, что местные власти не располагают такими средствами.

Проект концепции государственной программы строительства и развития сети метрополитенов на 2011-2020 годы опубликован на официальном сайте Мининфраструктуры. Программа, в частности, предусматривает существенное расширение сети метро в Киеве, Харькове и Днепропетровске. 

Так, в Киеве предлагается построить 37,6 км новых линий (сейчас протяженность Киевского метрополитена составляет 53,7 км), введя в эксплуатацию 26 станций и 4 пересадочных узла. В Днепропетровске планируется ввести в действие участок длиной 4 км – от станции "Вокзальная" до станции "Октябрьская". В Харькове предусматривается введение в эксплуатацию электродепо и двух участков Алексеевской линии общей протяженностью 4,1 км, двух участков Салтовской линии длиной 3,8 км. Помимо этого, в Харькове планируется начало строительства нового участка протяженностью 9,5 км. 

В Донецке предполагается соединить линиями метрополитена центральную часть города с железнодорожным вокзалом и международным аэропортом "Донецк". Как сообщил вчера вице-премьер–министр инфраструктуры Борис Колесников, в Донецке предполагается введение наземных линий, что позволит удешевить строительство метрополитена в шесть-семь раз. "Мы ведем переговоры с компанией, участвовавшей в проектировании и строительстве наземного метро в Дубае, которое по своим потребительским качествам и вагонному парку намного эффективнее нынешнего метрополитена",– заявил господин Колесников. 

Оптимизм вице-премьера не разделяет председатель профкома ООО "Донецкшахтометрострой" Василий Антюшеня. По его словам, на предприятии на протяжении пяти месяцев не выплачивается зарплата, а количество сотрудников сократилось с 500 до 220. "Метро в Донецке не строится несколько лет. В 2011 году госбюджет средств на это не выделил, а городской – предоставил 9 млн грн на обслуживающие процессы, например откачку воды и охрану объектов",– рассказал господин Антюшеня. Следует отметить, что метрополитен в Донецке строится с 1993 года, но до сих пор не введен в эксплуатацию. 

Ожидаемый объем финансирования программы строительства и развития сети метрополитенов составляет 62,8 млрд грн, из которых 36,6 млн грн предоставит госбюджет, а 24,7 млн грн – местные бюджеты. По мнению председателя комитета Верховной рады по вопросам бюджета Валерия Баранова (Народная партия), местные бюджеты не располагают такими средствами. "82-85% средств из местных бюджетов уходит на выплату зарплат и оплату энергопоставок",– пояснил Ъ господин Баранов. Он полагает, что для реализации концепции нужно либо повысить доходную часть местных бюджетов, либо увеличить нагрузку на госбюджет. Последнее, по мнению председателя комитета, станет возможно после проведения Евро-2012. 

Александр Зворский, КоммерсантЪ

Вчера авиакомпания Flydubai объявила о планах начать с 16 сентября полеты из Дубая в Киев, Донецк и Харьков. Гендиректор Flydubai Гейт аль Гейт уточнил, что киевские рейсы будут осуществляться трижды в неделю, региональные – дважды. Стоимость перелета в оба конца составляет от $400. Flydubai принадлежит правительству эмирата Дубая и позиционирует себя как low-cost-перевозчик. Впрочем, перелет из Киева в Дубай у украинских перевозчиков сейчас стоит дешевле – от $356 в оба конца. 

Елена Синицына, КоммерсантЪ

Вы здесь: Home Новости Транспорт Дайджест СМИ