Возможно обычному пользователю это пока не очень заметно, но для пишущей братии параллели должны быть заметны в свете последнего публичного общения этих компаний.
Первое, что бросается в глаза, это изменение в коммуникациях, основные посылы в информационном пространстве идут не столько относительно новых тарифов, сколько относительно новых продуктов.
Если со стороны Приватбанка спикером выступает Александр Витязь – руководитель «Центра электронного бизнеса» Приватбанка , то со стороны Киевстара - Алексей Киреев, директор по развитию продуктов Киевстар.
При этом большинство новых продуктов связано с новым этапом в развитии мобильных технологий, а именно с началом массового использования абонентами смартфонов. На конец третьего квартала в сети «Киевстар» обслуживалось 2,68 млн смартфонов, грубо можно говорить о 10% абонентов. Примерно та же пропорция и среди банковских клиентов. При этом темпы роста достаточно высокие – 468 тыс. за третий квартал.
Операторы мобильной связи очень чётко понимают, что быть просто «трубой» для голоса и мобильного интернета и конкурировать тарифами это путь к падению прибыли. Нужно придумывать новые сервисы и превращать их в конкурентное преимущество.
Если с Приватом всё более-менее очевидно, у него нет материнской компании, которая могла ограничивать расходы на R&D, то операторы мобильной связи входят в международные группы компаний. И здесь приятно удивляет Киевстар, который смог сохранить и развить направление новых продуктов после вхождения в Вымпелком.
У МТС-Украина похоже всё сложнее. У них на сайте не просматривается наличие подразделения новых продуктов, оно наверняка есть, но его статус и принципы работы сильно отличаются от киевстаровских. Из их самых заметных ноу-хау это локализация российского МТС-Клик. Похоже, что разработка новых продуктов у МТС сосредоточена в Москве. При этом украинское и российское законодательство достаточно сильно отличается, что явно сказывается на локализации новых продуктов. Плюс Россия сильно ушла вперёд Украины по самому поколению мобильной связи, что тоже сказывается на новых продуктах. Ну и в части контент-проекта Omlet у топ-менеджмента МТС появилось некое разочарование и желание его продать. Поэтому украинский омлет так и не появился.
Что касается Астелита, то в последнее время компания стала малопубличной. Известно лишь о перспективах использования наработок Turkcell. Посмотрим что из этого получится и получится ли вообще. Пока оператор «играет» в координатах тарифов, а не продуктов.
Для абонентов наличие одного сильного игрока это плохо, отсутствие конкуренции порождает неконкурентную цену на продукты. Лично у меня есть карта Приватбанка и СИМ-карта Киевстара, но пока они используются вторым номером.
Сергей Горбачевский