Вчера побывал в украинском офисе MasterCard.
Сразу скажу, что посиделки с MasterCard, это «правильные» посиделки, в которых минимум пиарной шелухи, наверно потому, что они работают не напрямую с клиентами, а через банки и другие финансовые компании.
Темой общения была технология NFC.
Надо сказать, что MasterCard это большие NFC-романтики. Я наблюдаю за PayPass в Украине с самого начала, а NFC это одна из реализаций PayPass, причём на стороне клиента. В торговых точках это всё те же pos-терминалы с PayPass.
Так вот PayPass в нашей стране застрял и тому есть объективные причины, первая из которых это «тень». Если вы не можете повсеместно рассчитаться банковской картой, то и цимес от PayPass пропадает ибо по-прежнему нужно носить с собой наличность.
Кроме того, внедрение NFC должно сопровождаться масштабными структурными инвестициями. Я об этом чуть подробнее расскажу ниже. Но, пожалуй, самое главное препятствие это экономика процесса. Все компании внутри экосистемы хотят зарабатывать. И здесь не всё просто.
К примеру, Киевстар и Альфа-банк ещё 14 июня показали платёж посредством телефона с NFC. Технологически партнёры были ещё тогда готовы, но до сих пор проект не стартовал. Причина банальна – Киевстар не может сложить для себя «экономику». И далеко не факт, что мы увидим коммерческий запуск проекта.
В совместном проекте Альфа-банка и Киевстара реализуется самый простой и понятный способ NFC, когда информация о банковской карте «заливается» на SIM-карту, а на смартфоне ставится специальное приложение. Такая реализация NFC называется SIM-centric.
Теоретически на одну SIM-карту можно залить информацию о нескольких картах, в том числе и разных банков, да и не только информацию платёжных, но и различных скидочных, бонусных карт, пропусков и т.д. Такая процедура называется персонификацией и пока требует посещения специальных офисов, сертифицированных для подобных работ.
При этом такой клиент оказывается «привязанным» к своему оператору, поскольку миграция к другому оператору может оказаться затруднённой.
Помимо операторской модели NFC, есть как минимум две больших группы реализаций платёжных технологий NFC. Первая это использование телефоном с отдельным чипом NFC не на SIM-карте, а в телефоне (handset-centric). Вторая группа это использование специальных карт SD, внутри которых есть антенна NFC и контроллер. Последнее направление вообще очень интересно, поскольку то телефонов не требуется поддержка NFC, а только поддержка карт micro-SD.
Все эти перечисленные варианты это только реализация NFC на стороне клиента.
Куда более заманчивые перспективы открываются в случае персонификации по воздуху( «Over-The-Air»(OTA)). В этом случае не нужно посещать специальные офисы. Идентификация клиента осуществляется удалённо, например, через интерфейс интернет-банкинга, а «заливка» информации о карте происходит через интернет.
Для реализации таких проектов нужны серьёзные инвестиции в инфраструктуру. Нужны специальные компании и процедуры, которые обеспечат требуемую безопасность хранения, передачи данных и собственно платёжных транзакций. Такие проекты уже обсуждаются в Украине. MasterCard по понятным причинам не раскрывает ни состав, ни даже количество потенциальных участников, но, по крайней мере, теперь мы знаем направление движения платёжной «мысли».
Сергей Горбачевский