Прямая речь: Юрий КурмазСлучайно мне в рук попал предпоследний номер Компьютерного Обозрения. Его украшением стало интервью с Юрием Курмазом, директором по корпоративным отношениям «Астелит». Как по мне, превосходная работа, образец того, каким должно быть интервью: содержательно, внятно. И не без острых вопросов.
И превосходные фотографии.
У меня нет сейчас под рукой CV Юрия Павловича, но он, кажется, в своё время преподавал. Об этом свидетельствуют отличные навыки лектора: спокойная, чёткая речь; последовательное и понятное развитие мысли; в целом всё очень обстоятельно и по существу. С другой стороны, для ситуаций, подобных недавнему пресс-завтраку, подобный стиль оказывается чрезмерно академичным: слишком длинные периоды оставляют мало места для живого разговора. Впрочем, сплошь и рядом публичные персоны компаний не шибко сильны ни в одном из форматов.
Пройдёмся по самому тексту. Сразу же обращает внимание высказанная Курмазом позиция по возможному влиянию снижения уровня ставок интерконнекта на цены для конечных пользователей:
Регулирование ставок интерконнекта также окажет влияние на стоимость услуг голосовой связи, поскольку так или иначе операторы воспользуются возможностью снизить операционные расходы на взаимодействие с другими сетями.
Представители других участников рынка традиционно отрицали связь межу этими аспектами. Основной аргумент: зачем снова снижать цены, если можно увеличить маржу? Похоже на то, что Астелит в силу каких-то причин отказывается придерживаться этого подхода и собирается использовать любую возможность для дальнейшего снижения цен.
В своём комментарии относительно рефарминга Юрий Павлович затронул тему распределения частот между операторами CDMA-сетей. Высказанное им мнение совпадает с выводами, которые сделал на прошлой неделе:
Если мы говорим о возможности построения операторами CDMA сетей связи UMTS или LTE , то, насколько мне известно, лишь у «Интертелекома», который сейчас оперирует в основном в Южном регионе, есть полосы по 10 МГц в определенных областях. Что касается «Телесистем Украины», то у них практически во всех регионах есть 5-мегагерцевые полосы. На 5 МГц разворачивать UMTS или LTE-сеть теоретически можно, но какое количество абонентов и с каким качеством удастся обслужить - большой вопрос. Если говорить о CDMA Ukraine, то частот у них и того меньше. Даже после приобретения «Велтон телеком» у этой компании оказались в руках полосы шириной не более 5 МГц, а этого недостаточно для качественного и масштабного предоставления услуг высокоскоростной передачи данных.
Обратили не себя внимание его слова о том, что вопросы лицензирования частот для LTE пока не обсуждался в кругу операторов и Регулятора. В своё время генеральный директор УРС Александр Баринов говорил о своих консультациях в органах власти как раз по этому поводу. А было это уже больше года назад.
Как уже стало доброй традицией, значительная часть интервью была посвящена проблемам взаимоотношений с абонентами. Разберу эту часть поподробнее.
Постоянно дискутируется вопрос, какой же метод округления количества секунд в тарифицируемом интервале необходимо использовать - к большему значению или к меньшему.
Что тут дискутировать? Округляли бы до ближайших целых чисел, в полном соответствии с правилами математики, и не было бы никаких вопросов. В случае поминутной тарификации это означает до ноля при длительности звонка меньше 30 секунд и до минуты во всех прочих случаях. Однако эта простая схема компанию не устраивает, округлять хочется исключительно в одну сторону. В свою. Поэтому на свет рождаются более чем странные конструкции:
Мы предоставляем абоненту «квант» времени в 60 с и тарифицируем каждый разговор, состоявшийся в течение данного промежутка, как 60 с. Другими словами, если в течение тарифной единицы происходил разговор, она считается предоставленной. Здесь нет никакого лукавства.Ну как же нет, очень даже есть. Вопрос о правомерности поминутной тарификации в её нынешнем изводе подробно разобран в пространном материале на Телекомере. Здесь же добавлю от себя небольшую ремарку. Если компания вводит некий «квант» размером в 60 секунд, зачем в детализации она указывает фактическую продолжительность звонка в секундах? Указывали бы в минутах, в полном соответствии со своей концепцией.
Когда анализировалась целесообразность внедрения таких интервалов, мы искали определенный компромисс сообразно той ситуации, которая складывалась на рынке в кризисное время. Нужно было обеспечить баланс между необходимостью оператора получать приемлемые доходы и потребностью абонента в разумных ценах.
Стоит уточнить предмет компромисса: это баланс между необходимостью оператора получать приемлемые доходы и его же потребностью демонстрировать абонентам "разумные" цены. Так оно будет ближе к действительности. Нас, абонентов, интересует не столько ценник, сколько на какую сумму облегачатся наши кошельки в конечном итоге. Разве не так?
И ещё. Указывая стоимость своих услуг в «грн./мин», Астелит подразумевает нечто совершенно иное, нежели его конкуренты, использующие посекундную тарификацию. Получается сплошная некорректная конкуренция: единицы измерения одни и те же, а вот фактическое их содержание – совершенно разное. Самое время Киевстару и МТС жаловаться на недобросовестную конкуренцию. Заодно и проверить, насколько беспристрастны будут органы власти при рассмотрении подобных действий третьего игрока.
И, в заключение, немного об основаниях маркетинга:
Это сродни рекламе лекарственных препаратов. Всем известно, что положительный эффект при их приеме обычно наступает в том случае, если пациент соблюдает перечень дополнительных рекомендаций, но об этом никто не говорит с экрана телевизора. Упоминается ключевой эффект, который этот препарат может дать.
Всякий желающий может набрать в поисковике "ЕС реклама лекарств регулирование" и убедиться, что принятая в нашей стране модель продвижения лекарств никак не вписывается в «лучший зарубежный опыт». Действующие в странах ЕС нормы прямо запрещают многие трюки, которые в наших краях воспринимаются как обычное дело. Причём эти нормы предполагается ещё более ужесточить вплоть до фактического запрета рекламы лекарственных препаратов в СМИ. Причиной является очевидная неспособность компаний оставаться в рамках приличия в погоне за продажами. Так что приводить в пример эти практики я бы не стал.
Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям