Украинские банковские регуляторы предоставили банкам страны разрешение на несоблюдение большинства пруденциальных требований. Fitch отмечает, что без таких разрешений регуляторов многим украинским банкам потребовалось бы привлекать значительный капитал, поскольку с февраля показатели регулятивного капитала упали ниже регулятивных минимальных требований. Перспективы восстановления платежеспособности без взносов нового капитала выглядят ограниченными в краткосрочной и среднесрочной перспективе, так как банки не в состоянии наращивать капитал за счет капитализации прибыли.
Совокупный показатель достаточности капитала банковской системы сократился почти наполовину, до 7,7% в конце мая, и значительно ниже минимального требования в 10%. Растущие убытки уменьшают капитал, и показатели платежеспособности также находятся под давлением, так как девальвация гривны увеличивает стоимость активов, номинированных в иностранной валюте (51% активов сектора) при конвертации в национальную валюту. Официальный обменный курс гривны к доллару упал на 38% за истекший период 2015 г. после девальвации на 97% в 2014 г. Слабая капитализация украинских банков уже учтена в рейтингах Fitch. Рейтинги устойчивости украинских банков, которые отражают их кредитоспособность на самостоятельной основе, находятся на уровне «ccc» или «cc». Это означает, что потеря финансовой устойчивости является реальной возможностью или вероятна.
Прибыльность банков является слабой и испытывает негативное влияние геополитических и экономических шоков с 2014 г. Рецессия становится более глубокой. По прогнозам Fitch, в 2015 г. ВВП сократится на 9% после снижения на 7,5% в 2014 г. Спрос на кредиты является слабым, и доля обесцененных кредитов повысилась до 24,7% всех кредитов в конце марта 2015 г. Эти данные могут не показывать истинный масштаб проблем с качеством активов ввиду распространенной практики реструктуризации кредитов.
Резервы под обесценение кредитов украинских банков в 2014 г. более чем в два раза превышали размер операционной прибыли до отчислений под обесценение в том же году, что было эквивалентно 50% капитала сектора на конец 2013 г. Эти тенденции ухудшились в 2015 г., и размер убытков, полученных за четыре месяца текущего года, составил 56% капитала сектора на конец 2014 г. Ухудшение операционной среды также оказывает давление на качество активов, вынуждая банки создавать дополнительные резервы.
Прибыльность от основной деятельности испытывает давление ввиду растущей стоимости фондирования, по мере того как банки, в значительной мере безуспешно, пытаются остановить отток депозитов. В 2014 г. 22% депозитов сектора ушло из банковской системы, несмотря на регулятивные ограничения на снятие денежных средств с депозитов. Еще 8% депозитов были изъяты в 1 кв. 2015 г. (с корректировкой на влияние обменного курса).
Банки в государственной собственности, на долю которых приходится 22% активов сектора, были рекапитализованы в 2014 г., а банки в иностранной собственности (29%) получали дополнительный капитал от акционеров в 2014 г. и в течение первых пяти месяцев 2015 г. Ликвидация неплатежеспособных банков, все из которых являются частными организациями с украинскими владельцами, началась в 2014 г. и продолжается в 1 полугодии 2015 г.
Ведущие 20 банков страны, на долю которых приходится 80% активов сектора, проходят анализ качества активов и стресс-тестирование капитала в соответствии с положениями программы МВФ. Информация о первых результатах поступит к концу июля. Банки, которые не будут соблюдать минимальные коэффициенты платежеспособности, предоставят планы рекапитализации, демонстрирующие их способность восстановить регулятивный показатель достаточности капитала до 7% к концу 2017 г. и 10% к концу 2018 г. На конец 1 кв. 2015 г. шесть из 10 ведущих банков сектора не соблюдали регулятивный показатель достаточности капитала.
По нашему мнению, стресс-тесты выявят существенные дополнительные потребности в резервировании, поскольку обесцененные кредиты в секторе за вычетом резервов в сумме составляли 112 млрд. грн. на конец марта, что эквивалентно 130% суммарного капитала сектора.
Разрешение регулятора на несоблюдение показателя капитала до конца 2018 г. дает некоторую гибкость, но восстановление платежеспособности банковского сектора, как ожидается, займет несколько лет. Возможно, будут предоставлены дополнительные послабления со стороны регулятора.