У систем моментальных(массовых) платежей, которые по сути на сегодня являются надстройкой над банковскими платежами, есть ещё одна важная особенность - их количество значительно меньше самих банков и финансовых компаний. Последних в Украине больше 200.
Основная причина этого - ограниченность рынка массовых платежей(МП) и желание самих поставщиков услуг иметь дело с крупнейшими системами массовых платежей. Уже сейчас крупнейшие поставщики услуг типа мобильных операторов вводят подобное ограничение. Оно колеблется в районе тридцати. В той же России за 2011 год три крупнейших национальных игрока "держат" две трети рынка. Их доля, правда. по чуть-чуть сокращается за счёт региональных систмем массовых платежей и расширения круга самих поставщиков услуг и товаров, присоединяющихся к системам массовых платежей.
Тем не менее, шансов на большую долю у региональных систем МП не много. Национальные игроки будут становиться крупнее, в том числе и за счёт поглощения региональных компаний.
Украина значительно меньше по территории России и поэтому процессы концентрации здесь идут значительно быстрее и большей частью не за счёт поглощения, а за счёт разорения более мелких.
Уже сейчас можно выделить украинскую тройку МП - Приват, Изипей и Портмоне, хотя у Портмоне есть все шансы из неё выпасть поскольку они не работают с кешем, а это большой сегмент и большая "традиция" рынка.
Возвращаясь к вопросу интернет-банкинга, можно предположить, что Приватовский и-банкинг будет иметь преимущество по сравнению с другими интернет-банкингами, не имеющими собственных МП по экономике.
Возможно это не будет очень заметно для клиентов по комиссиям за платёж, но заработок Привата на МП будет позволять им иметь больший ресурс для развития и поглощения доли рынка.
А вообще построение системы массовых платежей довольно специфическая задача, вызванная самой постановкой задачи, когда платежей много и сами комиссии небольшие в абсолютном выражении. Вторая особенность это тесная интеграция с мобильными операторами. С ними нужно мягко выражаясь дружить для построения мобильных и дружелюбных мобильных сервисов.
Ну и последнее - глобализация рынка МП - сильно облегчит конечным потребителям задачу выбора. К концу 2012 года в Украине будет совершенно чёткая своя тройка, а не единичка, как сейчас. Место Привата пока незыблемо.