Чем больше исследую эту тему, тем больше ощущение финансовой пирамиды в украинских электронных деньгах.
Вчера целый день ушёл на выяснении финансовых схем, реализованных Манекси и банком Контракт. Любой вопрос упирается в ответ – а это коммерческая тайна. А вопросы то о том, как реализовано 100% резервирование в электронных деньгах.
Вообще существующая правовая база электронных денег в Украине умиляет. Правом эмиссии электронных денег в Украине наделены исключительно банки, но им они особо не нужны, им хватает наличных и безналичных денег. Поэтому в схеме появляется генеральный агент – юридическое лицо, которое испытывает страстное желание обращать эти самые электроденьги и прикручивать комиссию. Вот здесь первое слабое место – у банка и генерального агента должен быть баланс интересов, а не просто договорённость кого-то с кем-то, а ещё лучше, чтобы тот, кто управляет, тот и был эмитентом. Это в плане предложений к дискуссии.
Идём дальше – прошу банк Контракт мне рассказать о резервирование под эмиссию, поясняю, что для пользователя это единственная гарантия сбережения его средств, в отличие от депозитчиков, которые могут рассчитывать на Фонд гарантирования вкладов. В ответ – цитаты из Правил электронных денег. Спрашиваю – вы знаете сколько в системе сейчас электроденег? Ответ – знаем, но сказать не можем. Спрашиваю – а сколько зарезервировано и кто контролирует. Ответ – знаем, но сказать не можем.
Тогда спрашиваю – а даёт ли банк выписку по кошельку пользователю и как производится идентификация владельца. Ответ – нет, он может сам себе сформировать выписку из интерфейса. Занавес.
Зачем весь этот огород с резервированием, если пользователь не может получить от эмитента документ о том, что у него в кошельке что-то было?
Кстати, если у кого-то есть время и желание, попробуйте порешать ту же задачку с Ощадом. У меня не получилось.
Сергей Горбачевский