На последней пресс-конференции Киевстар по оглашению результатов первого квартала 2014 года оператор ни слова не сказал об успехах в области мобильных денег. На все вопросы с места ответ был стандартный. Приводить его не буду ибо он совершенно бесполезный.
Те, кто внимательно следит за мобильным бизнесов и, в частности, за мобильными платежами знает, что украинское законодательство в этой сфере сильно отстаёт от потребностей. Одно из препятствий – необходимость уплаты 7,5-процентного сбора в Пенсионный фонд на услуги мобильной связи. Это автоматически приводит к удорожанию мобильных денег.Тем не менее, в средине июня прошлого года Киевстар вместе с компанией Контрактовый дом запустили услугу Мобильные деньги на основе механизма переуступки прав требования.
Схема эта довольно мутная и никто из конкурентов Киевстар не решился её повторить. Помимо проблемы с Пенсионным фондов есть ещё одна, уже чисто экономическая проблема – пополнением мобильных счетов занимаются финансовые компании и банки и этот канал не бесплатный. Обычно этот канал берёт не меньше 3-5% от суммы, а на небольших суммах даже больше.
Всё это приводит к «кривой» экономики. А там где нет экономики, оно долго не живёт.
Эти довольно очевидные вещи я изложил в допремьерном анализе 5 причин почему «Мобильные деньги» от Киевстар не взлетят.
У Киевстара был свой козырь в рукаве – тариф с доплатой за входящие «Базовый+». Этот тариф позволял оператору перенаправить трафик с других сетей на себя и зарабатывать на интерконнекте. Для абонентов тариф решал проблему цены мобильные деньги и он породил целую прослойку зарабитчан. Самый высокий пилотаж был когда люди мастерили программно-аппаратные комплексы, которые делали вызов на номера других операторов и сбрасывали его в надежде на обратный звонок. Предпочтение отдавалось ночному времени по понятным причинам.
Прошёл почти год и Киевстар неожиданно закрыл тариф «Базовый+». Выводить с мобильного счёта стала нечего и интерес к мобильным деньгам упал ниже плинтуса.
Кстати говоря, Мобильные деньги не единственный проект Киевстара с этой сфере. Помимо нашумевшего, но безуспешного проекта с NFC, анонсировалась привязка платёжной карты к мобильному счёту. Тоже извращение и тоже не взлетело.
У всех этих историй или по-модному кейсов есть одна общность – большое количество участников в биологической цепочке, поскольку оператор вынужден привлекать финансовые компании и банки, обладающие специальными лицензиями на право платежей в пользу третьих лиц.
В результате получается модно, но дорого. Синергия не работает. Гораздо более интересны мобильные приложения, привязанные к платёжной карте. В данном случае оператор является обычной мобильной трубой и на комиссиях не зарабатывает.
Возможно операторам нужно лоббировать уход от сетевой нейтральности и зарабатывать на платёжном трафике, возможно думать над получением финансовых лицензий, возможно что-то ещё. Иначе длинная биологическая цепь будет разрушать экономику мобильных платежей и дальше.
Сергей Горбачевский