Показателей производительности труда персонала в клиентской компании может быть много, но лично мне больше всего нравятся среднее количество клиентов(абонентов) на одного сотрудника компании и средняя годовая выручка на одного сотрудника. Причём второй показатель связан с первым мульпликативно через ARPU. Данный показатель хорош тем, что с его помощью можно сравнить эффективность труда в разных компаниях и в разных отраслях. Здесь приведен этот показатель для различных отраслей за 2007 год, в том числе и для сотовой связи. Очень любопытные цифры, рекомендую посмотреть.
Попытаемся сделать некоторые расчеты для украинских операторов мобильной связи. У меня есть цифры для компании Киевстар. У них на конец 2008 года было заявлено 5 500 сотрудников, на конец 3-го квартала 2009 года убыло 471 чел., соответственно осталось 5019 чел. Количество абонентов - 23 530 000 и 22 285 298 соответственно. Берём в руки калькулятор и получаем 4278(2008 год) и 4440(2009) абонентов на одного сотрудника компании. Для сравнения, МТС утверждает, что на сегодня они лидеры по этому показателю – 4740 абонентов на одного сотрудника. Теперь поищем в финансовых отчётах компаний ARPU. У Киевстара за 2008 год средний ARPU 44 гривны (8.5 usd), в 2009(есть отчёты за 1-й и 2-й квартал) –40 гривен (8 usd), у МТС – средний ARPU – 35 гривен.
Дальше посчитаем оценку средней выручки на одного сотрудника в 2009 году. Киевстар – 2 131 200 грн., у МТС – 1 877 400 грн.
Теперь пересчитаем в доллар по курсу 8.2, получим: Киевстар – 259 902 usd, МТС - 228 951 usd. Для сравнения в 2007 году у МТС этот показатель был 338 тыс. usd, у VODAFONE 986 тыс. usd
Конечно, сейчас сюда придут онолитеги с дипломами МВА и всё раскритикуют, скажут, что без ебиды никуда. Тем не менее, наши рабоче-крестьянские расчёты дают неплохую пищу для размышлений…
Сергей Горбачевский
UPD Как справедливо отмечено в комментариях, любопытно рассчитать цифры и по другим операторам. К сожаленью, операторы не сильно горят желанием раскрывать цифры по количеству персонала, но в статье Станислава Юрасова "Связистов стала меньше" есть информация о численности Астелита на октябрь прошлого и этого года. Билайн информацию о численности персонала не раскрывает, говоря, что численность меньше 2 тыс. человек. Отчасти компанию можно понять, она только-только пережила непростой этап поглощения компании Голден Телеком и для неё кадровые вопросы может быть самые острые.
Итак, достаём калькулятор, открываем файлик со справочкой по украинским мобильным операторам и начинаем считать.
Итак, Астелит на октябрь 2008 года, персонала 1387 чел., абонентов - 10 850 000, искомый показатель - 7 823 абонента на одного сотрудника. Не правда ли, впечатляет? Идём дальше - октябрь 2009 года - персонала 1284 человека, абонентов 11 895 000, итого - 9 264 абонента на одного сотрудника. Рекорд! И опровержение заявлений МТС о лидерстве по этому показателю. Конечно, можно припомнить то, что Астелит отдал на аутсорс call-центр, но это всё равно не причина двухкратного превосходства над МТС.
Ну и переведём производительность в эффективность через ARPU. ARPU во втором квартале 2009 года у Астелита было 2,5 usd. Таким образом, можно оценить, что в 2009 году один сотрудник Астелита приносит компании примерно 278 тыс. usd.
Билайн особо не оценишь из-за отсутствия данных, но при абонентской базе 2 198 921 чел. и 2 тыс. сотрудников получится примерно 1100 абонентов на сотрудника.